Недавно российская сторона заявила о том, что Абхазия некачественно осваивает выделенную ей финансовую помощь. Ответ из Сухума последовал незамедлительно. "Отчет Счетной палаты РФ необъективен", - сказано в специальном сообщении правительства республики. Ситуация для России и Абхазии необычная. В заявлениях обеих стран много нюансов, разобраться в которых могут лишь специалисты. Чтобы прояснить ситуацию, корреспондент GeorgiaTimes обратился к экспертам в области экономики и российско-абхазских взаимоотношений.
В документе, распространенном СМИ, Счетная палата РФ делает выводы об итогах проверки эффективности использования российской финансовой помощи. Вот ее формулировка: "Результаты проверки свидетельствуют о низком уровне качества управления финансовыми ресурсами, недостаточном применении более эффективных методов управления бюджетными средствами и ненадлежащем контроле органами государственной власти Республики Абхазия".
Переведем этот текст на понятный всем язык. Речь идет о том, что существующая в Абхазии финансовая система не отвечает требованиям: она недостаточно прозрачна и эффективна.
Сумма выявленных нарушений превысила 143 миллиона рублей. Для Счетной палаты это, наверное, копейки. В Москве, где аудиторы продолжают копать под бывший состав мэрии, речь идет о миллиардах рублей, возможно украденных. Но и масштабы у Абхазии поменьше.
Перечень нарушений, выявленных в республике, довольно обширный. Абхазская сторона не успела освоить все деньги, присланные из России. По факту израсходовано 63% средств. Из 90 запланированных мероприятий, по данным Счетной палаты, в полном объеме выполнены только 5. 58 мероприятий находятся в стадии выполнения, а по 27 мероприятиям работы вообще не проводились. Установлены случаи завышения стоимости смет на ремонтно-восстановительные работы и т.д.
Но самое главное, российским аудиторам категорически не нравится правовая база, на основе которой расходуются деньги РФ, и методы, которыми оперирует абхазская финансовая система Их в Москве считают устаревшими.
"Собственно, нормы законодательства - это главная причина противоречий между российской и абхазской сторонами. Нормативы, которые действуют в Абхазии, они другие, иногда устаревшие. Но, с другой стороны, здесь совсем иные масштабы. И если в России компетенция по тому или иному вопросу делится между десятью министерствами, то в Абхазии все это делает только одно министерство. В Абхазии административная система устроена очень просто", - сказал в интервью GeorgiaTimes абхазский экономист Беслан Барателия.
Сухум ответил Счетной палате в достаточно жесткой форме. В отчете, опубликованном абхазским правительством, тоже много тяжелых для восприятия словосочетаний. Постараемся изложить суть. Власти Абхазии напоминают о том, что в стране действует другая правовая база, и все контракты и отчеты по ней должны соответствовать национальному законодательству.
На самом деле вся соль вопроса в том, что в Абхазии нет аналога Счетной палаты - структуры, работающей в России. В Москве такое положение дел считают большим упущением и утверждают, что именно по этой причине деньги тратятся неэффективно.