«Мы говорим Грузия, подразумеваем вино», - так давно перефразировали строки Маяковского. Сказать, что к вину в Грузии отношение особенное, значит ничего не сказать. Страна лозы и вина - так воспринимают Грузию. Здесь даже существует своя версия библейского рассказа о сотворении мира. Мол, Ева соблазнила Адама вовсе не яблоком, а виноградной ягодой. Как ни парадоксально, отныне грузинское виноделие будет развиваться на американский лад.
Именно американская компания создаст стратегию грузинского виноделия. Как сообщает commersant.ge, грузинское правительство в журнале «The Economist» объявило тендер на разработку национальной стратеги виноделов. Победителем стала американская компания O.S. Partner.
Дело в том, что именно грузинские виноделы почувствовали на себе, что кризис - не тетка. Еще в феврале они сетовали на то, что из-за финансового кризиса им будет сложно сохранить продажи на прежнем уровне. В первую очередь это было обусловлено тем, что Украина, которая в прошлом году была одним из главных рынков сбыта грузинского вина, ныне испытывает серьезные трудности с реализацией собственной винодельческой продукции. Поэтому грузинские виноделы начали активно искать альтернативные рынки сбыта.
Впрочем, ищут они их с 2006 года, как только санитарный врач РФ Геннадий Онищенко объявил грузинское вино «невъездным». Можно было бы об этом и не вспоминать за давностью времен. С тех пор столько воды, вина и молока утекло... Только вот со статистикой не поспоришь. Ущерб, нанесенный Грузии введенным Россией эмбарго, достигает, только по официальным данным, одного процента ВВП, а по оценкам независимых экспертов - 6 процентов. Сами грузинские виноделы оценивают свой ущерб из-за введенного Россией в октябре 2006 года эмбарго в 200-250 млн. долларов. Ежегодно - это 7-10 процентов бюджетных поступлений.
Найти полноценную замену российскому рынку грузинским производителям не удалось. После очередных, как позднее выяснилось, пустопорожних заявлений о возвращении грузинского вина на российский рынок, представители «Киндзмараульского винного погреба» с нескрываемой досадой пояснили корреспонденту радио «Коммерсант», что доверять главе Роспотребнадзора сложно, поскольку ни за одним из его заявлений не следовало реальных действий. Менеджеры не скрывают: замена российского рынка какими-либо другими - процесс сложный и долговременный, он связан с большими финансовыми затратами. «Несмотря на то, что на рынках как европейских, так и других стран интерес к грузинским винам растет изо дня в день, рассматривать какой-либо из них как альтернативу российскому рынку нельзя», - заявили в компании.
Так что грузинским виноделам и виноградарям ничего и не осталось, как ждать помощи из-за океана. Согласно условиям тендера, который проводится при финансовой поддержке Всемирного банка, победившая компания представит план развития грузинского виноделия, анализ существующего в отрасли положения и стратегию действий на новых рынках.
Как заявил председатель департамента виноградников и вина министерства сельского хозяйства Василий Манагадзе, первой рекомендацией американской компании является объединение грузинских виноделов. «Завоевать такие большие рынки, как Великобритания, ЕС, Китай или Америка ни одна компания по отдельности не сможет. Вхождение на эти рынки связано с большими расходами на рекламу. Чтобы стать известными, грузинские виноделы должны объединиться под одним зонтом», - отметил руководитель «Самтреста».
Вероятно, американские специалисты по PR и продвижению не ознакомились с особенностями национального характера. Объединить «под одним зонтом» нескольких грузин, а не то что компаний, доселе ни удавалось никому. Нынешние политические баталии в Тбилиси - лишнее тому подтверждение. У каждого грузина свой взгляд, свое мнение и своя позиция.