Впрочем, предвзятость грузинских политиков в оценках ситуации в Абхазии понятна. Однако, и абхазские, и российские эксперты сходятся во мнении, что тема гражданства станет одной из важных в предвыборной гонке за пост президента. Так вышеупомянутая Нателла Акаба отметила, что вопрос о выдаче паспортов, скорее всего, стал для Лакобы поводом. Наличие разных мнений, на ее взгляд, вполне объяснимо и лишь подтверждает наличие в стране демократии, а не однопартийного единомыслия. Различие мнений вовсе не означает политического кризиса, полагает она. Что же касается разговоров о том, что раздачей абхазских паспортов грузинским беженцем Багапш якобы старается завоевать доверие Запада, то наша собеседница заявила: «На мой взгляд, президент озабочен лишь тем, чтобы в выборах участвовало все население страны. Для молодой независимой страны, по-моему, это нормально. Просто дискуссия о выдаче паспортов и гражданстве сейчас обретает новые аспекты. Нужна дискуссия, а не политические спекуляции. В любом случае, власть должна быть легитимна для всех». Нателла Акамба выразила уверенность в том, что предстоящие выборы будут демократичными. Поэтому прогнозировать их результат пока нельзя.
Надо сказать, что жители Абхазии, несмотря на критику Запада и его политику непризнания, демонстрируют завидную независимость суждений. В 2004 году президентские выборы в Абхазии стали для политтехнологов лишним напоминанием, что Кавказ - дело тонкое. В Кремле тогда делали ставку на Рауля Хаджимбу. Однако большинство голосов досталось его оппоненту Сергею Багапшу. Республика оказалась на грани раскола, и Москве пришлось выступать в роли посредника между претендентами на высший пост. Были проведены повторные выборы, в результате которых президентом стал Багапш.
В Тбилиси тогда торжествовали. Власти Грузии, которые не признавали легитимность выборов в Абхазии, рассматривали Багапша как наиболее приемлемого кандидата для ведения переговоров. Для этого имелись субъективные факторы: Багапш - один из учеников Шеварднадзе, и супруга у него - грузинка по национальности. «Тбилиси готов вести диалог с теми, кто победил на этих выборах, и лично с Сергеем Багапшем», - заявил тогда Саакашвили. На деле же Тбилиси сделал все возможное, чтобы диалог не состоялся - спецоперация в Кодори, переименование его в Верхнюю Абхазию, бряцание оружием... Всего и не перечислишь. Потом был август. Россия признала независимость Абхазии и политэлита молодой республики борется теперь за международное признание.
Сможет ли абхазская оппозиция всерьез соперничать сейчас с Сергеем Багапшем? Ведь он добился главного: независимости страны де-юре. Об этом корреспондент GeorgiaTimes беседовал с известным российским политологом Павлом Далиным, который сказал нам:
- С момента принятия закона о гражданстве, с которым связывают отставку Лакобы, прошло полмесяца. Если это главная причина, то в отставку он бы мог подать сразу. Думаю, его решение обусловлено предстоящими выборами, которые состоятся 12 декабря. Основные претенденты - Багапш, Хаджимба и Бутба. Будет ли баллотироваться сам Лакоба или пойдет в тандеме с одним из кандидатов - сказать пока сложно. На сегодняшний день понятно, что вопросы возвращения беженцев и принятие закона о гражданстве станут основными темами предвыборной кампании.
Если говорить об интересах Москвы, то урегулирование отношений между Грузией и Абхазией - в русле интересов РФ. Другое дело, что Грузия не готова к улучшению отношений с Абхазией. Со стороны России, не вижу интересантов в дальнейшей напряженности в этом регионе. С учетом предстоящих Олимпийских игр, мы заинтересованы в стабильности в регионе. Если мы видим, что Багапш предлагает реальный план по снижению напряженности, а закон о гражданстве, на мой взгляд, таковым является, думается, мы готовы его поддержать. В любом случае, свое слово должен сказать абхазский народ. На мой взгляд, любые изменения о гражданстве логичнее вносить после выборов.
Заявления грузинских политиков о политическом кризисе в Абхазии понятны, но лишены оснований. Если уж говорить о политическом кризисе, то, на мой взгляд, логичнее упомянуть Южную Осетию, нежели Абхазию. В Сухуме намного спокойней. Однозначно, будет внутриполитическая борьба. Она может принять более ожесточенный характер. Но, на мой взгляд, сейчас главное понять: чего хочет абхазский народ. Был прецедент 2004 года. Россия делала ставку на Хаджимбу, победил Багапш. Мы даже стали свидетелями недовольства абхазов позицией России. Путем компромиссов удалось достичь консенсуса.
Мое мнение - выбор Багапша был бы достаточно оправдан. Он подтвердил, что может найти общий язык как с политическими элитами, так и с народом. Его позиции сильны. Сейчас главное понять - кого хочет видеть во главе государства народ, а политикам - чего хочет народ.