В прошедшую субботу вечером неизвестные в масках стреляли по верующим в мечети дагестанского города Хасавюрт. 19 августа, в воскресение, произошел теракт в Ингушетии. На кладбище села Сагопши, во время похорон участкового инспектора Илеза Коригова, в толпе местных жителей раздался взрыв. Теракт унес жизни семи человек. Руслан Гереев, директор Центра исламских исследований Северного Кавказа, назвал Рамадан 2012 года "кровавым Рамаданом". Он же изложил изданию свою версию трагических событий этих выходных.
- Начнем с субботнего расстрела верующих в мечети города Хасавюрт. Что Вы думаете об этом?
- В некоторых СМИ хотели преподнести расстрел как агрессию суннитов против шиитов. На самом деле это не так. В Дагестане со стороны Ирана и Азербайджана идет активная проповедь шиизма. Хасавюрт, где неизвестные в масках стреляли по прихожанам мечети, находится на севере Дагестана, где мало шиитов. Рост шиизма идет по нарастающей к югу. Даже в Махачкале больше шиитов, чем в Хасавюрте. Главное: никаких суннитско-шиитских конфликтов в республике никогда не было.
В мечети на улице Магидова молились не только шииты, но и сунниты. Такое у нас нормально. Что касается самого расстрела, то аналогичные инциденты имели раньше место и в других районах республики, и касались всех мусульман без исключения. Скажу, что Рамадан 2012 года, по сравнению с прошлыми годами и месяцами, стал для Дагестана самым кровавым.
- Почему кровавым Рамаданом для Северного Кавказа стал Рамадан именно этого года?
- Не знаю, с чем это связано. Видно, что в регионе, помимо федеральных структур и вооруженного бандподполья, действуют третьи силы. Непонятно, куда идет вектор федеральных отношений. Со стороны федеральных органов мы не видим никаких профилактических мер в молодежной среде. Нет никаких мероприятий, которые были бы направлены на искоренение идеологии ненависти и насилия.
В СМИ, в выступлениях чиновников делается акцент на "антитеррористическую борьбу". А что означают эти антитеррористические меры, никто не знает. Лет пять-шесть назад ведущие ведомства Дагестана проводили пропаганду в районах, выезжали, разговаривали там с верующими об их правах в поле федерального законодательства. Теперь умы молодых дагестанцев захватили социальные сети. А там - сплошное превосходство салафитской идеологии.
Читайте также Пиар на ингушских кровниках
На Северном Кавказе салафизм приобрел совершенно дикий вид, совсем не такой, как в странах Персидского залива. Начнем с того, что насилия и убийства ни в чем не повинных людей изначально не свойственны догматическому салафизму. А у нас в регионе под лозунги "чистого ислама" собираются криминальные группировки, "флэш-банды", которые занимаются вымогательством, и прочие преступники. Все это придает Северному Кавказу кровавый колорит.
- Что Вы можете рассказать о теракте в Ингушетии?
- Расстрел верующих в мечети Хасавюрта, кровавый теракт на кладбище в Сагопши - явления одного порядка. Такие действия, как правило, происходят накануне массовых мероприятий. Сейчас начали стрелять и убивать накануне празднования Уразы-байрама. На такое не способен ни один здравомыслящий человек. А верующий - тем более.
- Получится ли что-нибудь у следствия?