Десять дней после убийства первого секретаря посольства России в Абхазии Дмитрия Вишернёва эксперты гадали, кому это было нужно к пятилетию установления российско-абхазских дипломатических отношений. Среди заказчиков называли Грузию, абхазский криминалитет на рынке недвижимости и даже турков. Но накануне следствие дало точный ответ, что убийцей был чеченец, отсидевший за пособничество северокавказскому подполью и внесенный в список тех, кто угрожает сочинской Олимпиаде. Но зачем бандитам из "Имарата Кавказ" убивать дипломата в Абхазии?
Если бы первого секретаря российского посольства в Сухуме Дмитрия Вишернева убили грузины, это было бы местью за "российскую оккупацию". Если бы абхазские бандиты - местью за попытку отстоять права россиян на недвижимость в Абхазии или за участие в поисках пропавшего без вести в прошлом году бизнесмена Сергея Клемантовича. Если бы это сделали турки, можно было бы списать на геополитику. Но факты есть факты. Генетическая экспертиза материала на неразорвавшейся бомбе и в квартире соседа Вишернева указала на чеченца Юсупа Лакаева.
Лакаев Юсуп Майр-Алиевич, 1988 года рождения, уроженец Грозного, еще в марте этого года был занесен в список потенциально опасных для сочинской Олимпиады физических лиц. В 2010 году его посадили в тюрьму за пособничество боевику "Имарата Кавказ" Умару Исаеву, которого он снабжал продуктами. В 2011 году Юсуп освободился, но чем занимался эти два года - неизвестно. Из поля зрения спецслужб, видимо, пропал, раз уж его не арестовали, а занесли в перечень причастных к экстремистской деятельности и терроризму.
В Абхазию имаратчик прибыл заранее, с женщиной и ребенком, которых перед убийством отправил подальше. Соблюдал все меры конспирации: побрил бороду, покрасил челку, накупил сувенирных магнитиков и исправно торговал ими несколько дней, изучая режим дня дипломата. После расстрела Вишернева и его жены Ольги, совершенного на виду у жителей соседних домов, он просто сел в троллейбус и затерялся. "План-перехват", объявленный почти сразу же по фотороботу человека "славянской внешности", результатов не дал.
Но работа криминалистов принесла плоды. Был вычислен генотип убийцы, а затем и он сам. Как сообщают грузинские СМИ, со ссылкой на "приближенный к грузинским силовикам источник", российские правоохранители передали информацию о Лакаеве в Тбилиси, после чего в Аджарии и состоялась спецоперация по его задержанию.
Грузинские полицейские выяснили, что в Батуми он остановился у аджарцев-мусульман Фируза Цулукидзе и Темура Бахунтаридзе. Первый - борец вольного стиля, чемпион Европы, второй - его тренер. Оба были замечены в приверженности к ваххабизму. После тренировок в спортивном клубе они устраивали проповеди. Из-за этих подозрений Цулукидзе, как он сам недавно заявлял в прессе, не взяли в сборную страны. Лакаева аджарцы хотели переправить в Турцию, но были остановлены патрулем. При проверке документов вместо паспорта Юсуп выхватил пистолет и ранил полицейского и прохожего. Ответным выстрелом ранили его самого, после чего всю троицу задержали. Лакаеву суд уже избрал меру пресечения в виде двух месяцев под стражей. Борцы пока пытаются оправдаться тем, что не знают русского языка, и с Лакаевым близко не общались, просто помогали брату по вере.
Россия собирается запросить экстрадицию боевика, и грузины, как полагают источники в тамошних спецслужбах, на это согласятся. Отказ будет означать, что в Тбилиси боятся, как бы чеченец не назвал заказчика, и тогда подозрения падут на самих грузин. Кроме того, совместные действия против террористов идут на пользу грузино-российским отношениям, которые нынешнее правительство очень хочет наладить. Некоторых грузинских экспертов это явно раздражает. Они даже здесь разглядели провокацию Кремля. Якобы все это, включая убийство, затеяно, дабы посеять межрелигиозную рознь в Грузии и ослабить ее. Но эта версия относится к разряду слишком уж конспирологических, особенно ввиду прошлогодних событий в ущелье Лопота.
Там в августе 2012 года произошло боевое столкновение между чеченскими боевиками и грузинскими солдатами. Позже, когда на парламентских выборах победило оппозиционное движение "Грузинская мечта", всплыли интересные подробности инцидента. Оказалось, что правительство Михаила Саакашвили само пригласило и вело боевую подготовку чеченцев, планируя переправить их на Северный Кавказ. Но отправка затягивалась, гости вышли из подчинения, попытались прорваться через границу сами и были почти все уничтожены. Вряд ли эта авантюра проамериканского президента способствовала межконфессиональной дружбе в Грузии.
С облегчением приняли информацию о чеченском происхождении убийцы дипломата и в Абхазии, потому что сразу отпали подозрения местной Генпрокуратуры в том, что дипломату мстили местные бандиты за разборки с недвижимостью. Этот мотив мог сильно навредить российско-абхазской дружбе.
Теперь основной версией стало устранение Дмитрия Вишернева "Имаратом Кавказ", в который, вероятно, входит Лакаев. Но тут возникает вопрос: зачем северокавказскому подполью убивать не самого значимого российского дипломата, не имеющего отношения к "беспределу" силовиков в Чечне, Ингушетии, Дагестане? Ответа на него нет. Следственные органы уже сформулировали мотив "имаратчиков" как попытку создать напряжённость во взаимоотношениях между Россией и Абхазией, но это объяснение подходило бы грузинским заказчикам.
Конечно, перед Олимпиадой в Сочи главарь подполья Доку Умаров мог задействовать все методы дестабилизации обстановки. В таком случае целесообразнее было бы поручить убийство дипломата жителю Абхазии. Там, кстати, имеются свои ваххабиты. В прошлом году спецслужбы двух стран провели совместную операцию по выявлению членов "абхазского джамаата", изъяв у них большой арсенал оружия и взрывчатки. Но киллера зачем-то гримировали под славянина.
Многое мог бы прояснить сам Лакаев, но пока он не выбрал линию защиты и предпочитает молчать.