Но потом, как известно, Патаркацишвили стал в оппозицию властям и после обвинения в подготовке переворота осенью 2007 года был вынужден покинуть страну. «Когда он уехал в Лондон, двоюродный брат Патаркацишвили Джозеф Кей переписал имущество на себя и стал полным владельцем завода», - поясняет Мюллер.
Отметим, что по времени это совпало с покупкой компании «Энергия и индустрия» британским инвестором Thames Steel UK Limited. Англичане заплатили за нее в декабре 2007 года 70 миллионов долларов. Томас Блейк в интервью «ИнтерпрессНьюс» не уточнил, у кого именно куплены активы, отметив лишь, что это была «компания, связанная с Бадри Патаркацишвили».
В период управления Руставским металлургическим заводом командой Кея накопилась задолженность по зарплате. В итоге, в октябре этого года сотрудники предприятия устроили акцию протеста и потребовали выдачи официальных справок, подтверждающих задолженность по зарплате.
Стоит отметить, что не все мелкие фирмы на территории металлургического комплекса пришли в упадок. Так в ноябре, индийская компания JSW Steel открыла цех по производству арматуры на базе Руставского металлургического комбината. Ради такого случая Рустави посетил даже Михаил Саакашвили.
«Когда я стал президентом, то обещал руставцам, что не успокоюсь, пока Руставский металлургический комбинат не заработает. И сегодня здесь открылось предприятие», - похвастался он.
Индийская компания вложила в создание арматурного цеха около 60 миллионов долларов. На предприятии трудоустроено около 450 местных жителей.
Двум оспариваемым фирмам бывшего комбината повезло меньше. Производственные мощности «Картули полади» и «Туджи XXI», как подтверждает собеседник GeorgiaTimes, продолжают распродаваться и уничтожаться, хотя еще летом «Картули полади» обещала установить новое оборудование для выпуска арматуры и стали.
Как утверждает Мюллер, британцы подтвердили свое право на эти два предприятия в Гибралтарском арбитражном суде. Там было доказано, что Джозеф Кей не имел достаточно средств, за которые мог бы перекупить завод у брата. Но в Грузии действует закон, по которому решения зарубежных арбитражей не обязательны к исполнению.
Кроме того, даже признанный грузинским судом владелец предприятия по закону не может прийти и выгнать прежнего директора или собственника. Сначала тот должен сам написать заявление об этом в налоговую службу.
Такая норма была введена в Грузии в рамках борьбы с рейдерством, поясняет эксперт. Но зачастую она работает против законных владельцев. Так что присланному из Британии Блейку доступ на предприятие пока «заказан». А поскольку ставленники Кея набрали долгов, итогом этой истории стала передача предприятий кредиторам.
«Все это очень похоже на рейдерский захват», - резюмирует Дитрих Мюллер. Он также предполагает, что махинации произведены не без помощи зарубежных «специалистов» по подобным сделкам.
Теперь, как пообещал Томас Блейк, особенности инвестирования в грузинский бизнес станут предметом судебных разбирательств на международном уровне. Вряд ли это сделает экономику Грузии более привлекательной для инвесторов.