Врио президента Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов в силу специфики своей должности исполняет волю Кремля, а не народа со всеми вытекающими отсюда последствиями, отмечает Расул Кадиев, известный в Дагестане адвокат и блогер. В свою очередь редактор отдела экономики издания «Черновик» Тимур Магомаев считает, что первые 50 дней нового главы республики на посту можно записать ему скорее в актив, нежели в пассив. Корреспондент BigCaucasus обсудил с дагестанскими экспертами предварительные итоги без малого двух месяцев работы Абдулатипова. Поводом для разговора послужило совещание в Махачкале с участием экспертной группы GVA, на котором были озвучены приоритетные проекты.
BigCaucasus: В работе Абдулатипова, похоже, наметился некий тренд - стремление унифицировать народы республики. На прошедшем заседании он также призвал «прекратить разговоры о национальных вопросах», мол, в Дагестане «нет таких вопросов», а есть «один дагестанский народ». Насколько оправдан такой подход? Возможно ли сегодня в республике решить те же земельные проблемы, не принимая во внимание интересы этносов?
Тимур Магомаев: Земельные проблемы надо рассматривать с разных сторон, с учетом всех факторов и имеющегося опыта в этой области. Предыдущий президент Магомедсалам Магомедов поднимал этот вопрос в своем послании, предлагал ввести частную собственность на земли сельхозназначения. И я считаю, что на этой стезе был проделан большой объем полезной работы, в частности министерством земельных и имущественных отношений, которое провело инвентаризацию земель. Насколько эта тема будет развиваться, продолжит ли этот курс Абдулатипов - одна из основных интриг.
Расул Кадиев: Если говорить в общем, то у меня вызывают недоумение все эти объединительные процессы. В Дагестане живет множество народов, у каждого из них своя культура, свои интересы, и это все кипит-бурлит, сталкивается, разряжается, и тем самым, по сути, спасает Дагестан. Слава богу, что мы не унифицированы. Когда я слышу заявления вроде высказывания Абдулатипова про единый дагестанский народ, я задаю один и тот же вопрос: «Против кого объединяемся?» Объединение всегда происходит с какой-то целью, и чаще всего - против кого-то. Например, во время войны. Мы что, с кем мы воюем? Может, я чего-то не знаю? Зачем объединяться, мы же не стадо! На мой испорченный взгляд юриста, у власти только одна задача - защищать права и интересы граждан. А дальше уже люди сами разберутся - объединяться им или не объединяться.
ВС: «Черновик» на своем сайте отсчитывает сто дней президентства Абдулатипова, после которых, по его словам, можно будет подводить некоторые итоги. В этом плане вчера была «круглая дата» - 50 дней со дня назначения. Каковы ваши первые впечатления? Можно ли уже говорить о каких-то практических результатах деятельности нового главы республики или пока все сводится к декларациям?
Т.М.: На мой взгляд, - это ни в коем случае не мнение редакции - первые 50 дней президентства Абдулатипова можно оценивать скорее со знаком плюс. Таких кадровых изменений в республике давно уже не было. Думаю, они еще не закончились, но насколько эти решения будут оправданы в смысле экономического эффекта, мы увидим только со временем. Новому аппарату потребуется время, чтобы ознакомиться с ситуацией, поработать в определенных направлениях, выполнить первые задачи и так далее. Пока непонятно, ждут ли нас системные реформы, в какую сторону будет развиваться экономический блок... На поверхности сегодня только кадровая шумиха. Что касается практических шагов, врио президента дал поручения министрам разработать срочные планы - на сто дней, на год, три года. Общественности эти проекты еще не представили. Вот когда их обнародуют, тогда и можно будет поговорить об ориентирах развития. А сейчас делать какие-то далеко идущие выводы опрометчиво.
Р.К.: Рамазан Гаджимурадович умеет красиво говорить, как и подобает политику. Но сказать, что у него пока одни декларации, нельзя. Он сейчас перестраивает систему управления. А любая перестройка начинается с разрушения: надо разрушить старые схемы, договоренности, теневой аппарат. Абдулатипов пытается создать новую структуру с нуля, новую вертикаль, которая будет сделана под него. В принципе, сегодня идут плановые мероприятия, такие, как, допустим, проверка Счетной палаты Дагестана.
Оценивая работу президента республики, всегда надо обращать внимание на следующее: Рамазан Гаджимурадович является государственным служащим, который подчинен исключительно вертикали власти, так как источником власти самого Абдулатипова является Владимир Владимирович Путин, а не дагестанский народ. Рамазан Абдулатипов выполняет установки Кремля. Собственно, для этого он и поставлен. Не будет справляться - вызовет недовольство центра. А установки ясны. Точнее, она одна - навести реальный порядок на территории Дагестана. Это касается финансовой, правоохранительной сфер, госуправления и так далее. Кроме того, перед Абдулатиповым стоит задача хотя бы частично разрушить клановость, разорвать эти путы, мешающие развиваться республике.
Если говорить о настроениях, то да, Абдулатипов народу нравится. Людям вообще нравятся яркие политики. Им нужно шоу - приходить домой, включать телевизор и видеть, что Абдулатипов кого-то наказал, снял какого-то главу администрации... Пока народ получает такие новости, он доволен. В моем кругу общения, который состоит из людей, скажем так, бывалых - политиков, экспертов в области экономики, права, гражданского просвещения - к фигуре Абдулатипова относятся более скептически. Причем этот скепсис был изначально. Хотя вполне могу допустить, что мы ошибаемся, и за деревьями не видим леса.