Надо сказать, на близость Баку и Тбилиси косо смотрят в Ереване. Некоторые армянские эксперты всерьез полагают, что руководство Азербайджана может последовать примеру Грузии, чтобы разрешить замороженный конфликт на своей территории и вооруженным путем подчинить стремящийся к обретению независимости Нагорный Карабах. Но в том-то и разница между прямолинейностью грузин и дипломатичностью азербайджанцев. Саакашвили не оглядывался ни на мнение Запада, ни на мнение России, когда направлял «Град» на Цхинвал. Алиев прислушивается как к идее турецкой «Кавказской платформы», так и к миротворческим инициативам Москвы. Все постсоветские годы руководство Грузии шло на конфронтацию с Россией. Руководство Азербайджана научилось лавировать между интересами западных партнеров и «северного друга».
Как отметил в интервью «Новости-Азербайджан» политолог Рашад Рзакулиев, сейчас на Кавказе «ведущие участники большой геополитической игры начали «зондирующее» наступление друг на друга». Провоцирующей стороной Рзакулиев называет Запад (США, Евросоюз и даже Турция, действующая в их интересах). Другие участники процесса - Россия и Иран, по мнению политолога, «всеми силами пытаются сохранить свое многовековое присутствие в регионе». В этой ситуации, подчеркивает политолог, «Азербайджан, используя универсальную формулу «геополитического плюрализма», уверенно держится на плаву, выстроив четкие отношения со всеми мировыми центрами силы, умеючи отражает любые попытки прессинга». Действительно, у Азербайджана - прекрасные торговые отношения с Россией, у Грузии - российское эмбарго на всю грузинскую продукцию. На вопрос Day.Az, будут ли способствовать сегодняшние переговоры между Михаилом Саакашвили и Ильхамом Алиевым нормализации отношений Грузии с Россией, депутат Рамин Байрамов ответил: «Точно знать, конечно, не могу. Но, на мой взгляд, пока что такое сближение с Россией невозможно, потому что очень остро для Тбилиси стоят вопросы Абхазии и Южной Осетии».
А вот у Грузии и Азербайджана, по словам Саакашвили, нет проблем, которые бы их разъединяли. «Нет вопросов, которые мы не могли бы быстро решить», - заявил накануне грузинский лидер. Он стыдливо предпочел умолчать об одной щекотливой теме - положении коренных азербайджанцев Грузии. В преддверии визита Саакашвили Национальная ассамблея азербайджанцев Грузии (НААГ) намечала на 20 мая акцию протеста перед парламентом в Тбилиси. Ее организаторы собирались потребовать придания азербайджанскому языку статуса государственного, создания телевизионного канала на родном языке, который бы вещал на всей территории Грузии, предоставления азербайджанцам Грузии высоких должностей в государственных органах, обеспечения прозрачности и справедливости в разделе земельных участков. Однако митинг не состоялся. Возможно, власти Азербайджана «позаботились» о том, чтобы пребывающий в их тюрьме лидер НААГ Дышган Гюльмамедов запретил своим сторонникам «омрачать» переговоры Саакашвиили и Алиева. Ведь кроме этого вопроса в отношениях Азербайджана с Грузией полная гармония и чуть ли не «конфедерация».