На прошлой неделе французский посол в Тбилиси Эрик Фурнье дал большое интервью изданию "Тбилиселеби". Западный дипломат весьма нелицеприятно для грузинских властей обрисовал причины, по которым страну не берут в НАТО и ЕС, и рассказал, почему европейцы считают Грузию опасной для пребывания. Но не эти критические замечания вызвали наибольший резонанс в местных СМИ. Грузинские масс-медиа ополчились на француза за то, что он не знает, кто начал войну в августе 2008 года. Неужто на воре шапка горит? Корреспондент GeorgiaTimes обсудил эту шумиху с политологом Гией Нодия.
Эрик Фурнье в своем интервью дал грузинским властям немало поводов для обид. Причем, как он сам отметил, не дело дипломата критиковать, но само описание конкретного события или факта может вызвать определенное отношение к нему. Вот он и описал, и, судя по реакции грузинских СМИ, вызвал. Но почему-то очень избирательно.
В беседе с журналистами "Тбилиселеби" Фурнье отметил - грузинские власти любят указывать другим, что они не выполняют взятых на себя обязательств. Но при этом предпочитают не замечать, что сами далеко не всегда выполняют свои. Так, Тбилиси до сих пор не исполнил всех требований Конвенции Международной организации труда, отметил французский посол. Но это правителей Сакартвело почему-то не смущает. Видимо, поэтому грузинские СМИ предпочли проигнорировать это замечание дипломата. Как и его ответ на вопрос журналиста, почему Франция не пускает Грузию в НАТО. Эрик Фурнье справедливо указал, что это не позиция одного Елисейского дворца. Это общее решение стран-участниц альянса, закрепленное итогами саммитов в Лиссабоне и Бухаресте, что ситуация в Грузии не позволяет рассматривать ее в качестве надежного участника военного блока. Но при этом члены организации вполне открыты для военного сотрудничества с закавказской республикой, что и демонстрирует, в том числе, операция НАТО в Афганистане.
Зато в Тбилиси взъелись на французского дипломата за его довольно невинное замечание о том, кто именно начал войну в Южной Осетии, никоим образом не выходящее за рамки доклада комиссии Тальявини.
"В Грузии ищут ответственность за войну не там, где ее нужно искать. Кто начал войну? Кто первым выстрелил в направлении Цхинвала? Вы не сможете заново написать историю и искать ответственность в другом месте, а не там, где она есть. Если копнуть немного глубже, то должны потребовать разъяснений у меньшевистской республики, которая в 1921 году истребила осетинское население, а не во Франции и другой стране. В этом деле реальная ответственность возложена на национализм обеих сторон", - цитируют СМИ слова французского посла.
Конечно, после такого пассажа европейского дипломата грузинские власти всполошились. Ведь они потратили столько сил, чтобы убедить рядовых грузин, что доклад Тальявини, прямо указывающий на Тбилиси в качестве агрессора в августовском конфликте, "на самом деле" подтверждает версию Саакашвили. Но поскольку возразить по существу нечего, проправительственные издания приводят мнение аналитика Ники Читидзе, который отозвался на слова француза в стиле "а у вас негров линчуют".
"Речь о том, что в 1920 году меньшевистская власть уничтожила осетин, является ложью, и целью этого заявления является дискредитация Грузии. Тогда с подстрекательства России была объявлена "Советская Республика Южная Осетия" и центральная власть действительно ввела в Цхинвали войска, чтобы пресечь сепаратизм. Это было абсолютно законно, и Грузия действовала на своей территории в отличие от Франции, которая была колониальным государством, и территория захваченных Францией колоний превышала территорию самой Франции в 21 раз", - попенял эксперт Эрика Фурнье мрачным прошлым Французской республики. Как это оправдывает агрессию самой Грузии, непонятно. Той же логикой он руководствовался, комментируя замечание дипломата о том, что грузинским властям нужно прилагать больше усилий по поддержке национальных меньшинств, в том числе абхазов и осетин. "В Грузии права меньшинств всегда были защищены в отличие от Франции, которая выделялась гонениями гугенотов или евреев", - припомнил Ника Читидзе послу Варфоломеевскую ночь, не смутившись тем, что сообщники Саакашвили использовали те же методы уже в XXI веке.
По мнению аналитика, такой демарш французского дипломата обусловлен особыми интересами Парижа в отношении России.