Ставрополье станет первым регионом России, где школьные уставы строго запретят не только хиджабы, но и платки. Решение в Минобразования края уже принято и вступит в силу 20 декабря. Но на этом эпопея с исламской школьной формой не окончится, так как мусульмане Северного Кавказа и дальше будут отстаивать конституционное право на свободу вероисповедания и религиозную атрибутику. Компромиссом могла бы стать форма двух образцов.
Ставропольские власти прислушались к совету президента Владимира Путина и разработали школьную форму с учетом региональных особенностей. Поскольку край населен преимущественно русскими, хиджабы и даже платки попали под полный запрет. Кто не согласен с этой установкой, могут переезжать в другие регионы России, к примеру, в Чечню, где, как говорят, женские головные уборы вводят в учреждениях образования фактически насильно.
Ведь дошло до того, что директору ставропольской школы в Кара-Тюбе Марине Савченко звонили с угрозами из Дагестана. Мол, кто ты такая, что запрещаешь хиджабы. Кстати, сейчас эта женщина уволилась по собственному желанию и поменяла место жительства, которое тщательно скрывает. Говорит, что планировала это сделать и раньше. Но понятно, что ее просто выжили из села.
С 20 декабря, когда постановление краевого министерства образования вступит в силу, в ставропольские школы нельзя будет приходить в одежде ярких цветов и оттенков, брюках и юбках с заниженной талией и высокими разрезами, с символикой асоциальных неформальных молодежных объединений, а также с религиозными атрибутами и символикой. Головные уборы любого типа исключаются.
По словам министра образования Ставрополья Ирины Кувалдиной, в постановлении отражены светский характер и деловой стиль, которым должна соответствовать форма. «Речь не идет о том, чтобы одеть всех школьников одинаково на всей территории края. Каждое образовательное учреждение самостоятельно определяют цвет, фасон и комплект одежды, - сообщила Кувалдина. - Пусть это будут темно-синяя юбка, пиджак и жилет в клетку. Ряд школ, кстати, еще до появления этого постановления так и сделали. После новогодних каникул дети должны одеваться в соответствии с регламентом».
Соглашение, которого вроде удалось достичь в Кара-тюбе, где несколько школьниц согласились сменить хиджабы на косынки, будет расторгнуто. Как подчеркнул член общественного совета при Минобразования края Виктор Лозовой, «форма будет внесена в школьный устав, а его нарушать нельзя, это ведь подзаконный акт, а в той школе девочки снимут косынки, не должно быть альтернатив и компромиссов".
Кувалдина рекомендует перевести каратюбинских учениц-мусульманок на экстернат или семейное образование, если их родители и дальше будут упорствовать в вопросе внешнего облика их дочерей. «Мы изучили практику, принятую в соседних республиках с преобладающим мусульманским населением. Ни в Дагестане, ни в Карачаево-Черкесии, ни в Чечне не носят в школах ни хиджабы, ни платки, ни косынки, тем более ученицы младших классов», - аргументирует министр. Но родители, как известно, заручились поддержкой чеченского омбудсмена, подали иск и ждут судебного решения.
По сути дела, краевые власти пошли на обострение противоречия между положением о светскости российского образования и правом на свободу вероисповедания. С одной стороны, в школе действительно нельзя создавать неравенство между детьми. Автора этих строк в школьные годы до слез довела одноклассница с православным крестиком на груди, уверявшая, что ее, крещеную, защищает ангел, а некрещеную ровесницу никто. Взрослому это может показаться чепухой, но для детской психики такое противопоставление по религиозному признаку было ударом. Это потом человек осознает, что Бог должен быть в душе, а не на груди или в хиджабе.
С другой стороны, действительно в Конституции России закреплено право на свободу убеждений, а для верующих людей предписания их религии выше государственных законов. Православные женщины и мусульманки обязаны носить платки и длинные юбки. Исполняют это немногие, особенно среди христиан. Но есть люди, которые не мыслят себя без хиджаба и в таком же духе воспитывают детей. Так, в Ингушетии Патимат Хашагульгова добилась для своей дочери права носить хиджаб, договорившись с директором школы. Однако сейчас, в связи со ставропольским скандалом, ингушские власти также обратили внимание на внешний вид школьниц и хотят запретить платки. Поэтому Хашагульгова сегодня отправила обращение в ООН с жалобой на нарушение ее права на свободу вероисповедания.
«Это уже дискриминация по религиозному признаку, - заявила она корреспонденту «Большого Кавказа». - У меня в блоге высказывались христианские священники, которые против распоряжения о запрете на хиджаб. Пока в школе детям об этом еще не говорили, моя девочка спокойно ходит учиться. Я спрашиваю у нее каждый день, были ли проблемы с хиджабом. Она говорит, что нет. Скандала пока не было и очень надеюсь, что не будет. Тем не менее, если уже начали этот вопрос поднимать, продолжение, думаю, будет».
По мнению Патимат, школьный устав никак не может быть главнее Конституции и международных деклараций, подписанных Россией. «Это нарушение прав и свобод каждого человека. Я написала обращение в ООН и дала форму знакомым. Я добавила туда в качестве доказательства публикации в СМИ и выступление нашего местного руководства. Наш глава сказал: «Если родители хотят, чтобы дети нарушали уставную форму, пускай нанимают преподавателя своим детям и учат детей дома», - рассказала она.
В Дагестане на улицах можно встретить девочек в хиджабах и с портфелями, и это, по словам главы организации «Матери Дагестана за права человека» Светланы Исаевой, ни у кого не вызывает вопросов. «Но был случай в поселке Шамхал, где убили директора школы, которая требовала, чтобы в класс приходили в обычной одежде, а не в хиджабе», - отметила она.
Дагестанская правозащитница считает, что школьная форма нужна, «потому что посмотришь иной раз на школьницу: она будто не в школу собралась, а на маскарад». «На ней всякие побрякушки, она накрашена, одета ярко в дорогие вещи. Не все могут себе позволить так одеваться. Если уже на таком уровне наши дети начнут друг перед другом выделяться, то что с них будет в дальнейшем, когда они повзрослеют?» - размышляет Светлана Исаева.
Включать платки в единую школьную форму, считает она, нельзя, «иначе будут совсем другие протесты, что детей одевают в платки». «Дагестан - далеко не Чечня, - отметила наша махачкалинская собеседница. - У нас таких деспотов-правителей нет, которые могут указывать населению, как одеваться. Каждый имеет право носить то, что он хочет, и девочка может приходить в школу в хиджабе, только чтобы это было формой».
То есть компромиссным решением могла бы стать мусульманская школьная форма, конкурс на создание которой уже объявлен в России. Но по ставропольскому постановлению о школьной форме она запрещена, как демонстрирующая религиозную принадлежность. Да и мусульмане не все согласятся менять хиджаб на форму, какая бы она ни была. «Какие-то компромиссы неуместны, потому что есть определенные правила, которые должна соблюдать мусульманская женщина, - полагает Патимат Хашагульгова. - Это атрибутика верующих, которую заменять и запрещать нельзя. Как говорил помощник Евкурова, если девочка пришла в школу в юбке, которая длиннее на 20 сантиметров, а на голове платок, но в остальном вид соответствует уставной форме, это не является нарушением устава. Ребенок должен ходить в школу. Никто это не может запрещать. Платок на голове не является нарушением светского образа жизни. У нас есть сегодня женщины в платках, которые работают в правительстве, в разных учреждениях, юристы. Они являются полноценными представителями светского общества. Я хожу в платке уже 14 лет. Я в Москве была, в Ростове была, с кем я только ни общалась, ко мне больше было уважения и внимания со стороны разных представителей общества благодаря моему платку. Но сегодня какой-то негатив вокруг платка нагнетается. И я считаю, что нагнетается искусственно».
Очевидно, вопрос вокруг хиджабов на Северном Кавказе далеко не закрыт. Напротив, страсти вокруг него, судебные разбирательства и обращения в международные организации только начинаются.