Съезд ингушского народа укрепил Юнус-Бека Евкурова на посту главы республики, считает собеседник BigCaucasus и делегат субботнего мероприятия в станице Нестеровской Руслан Парчиев. Не то чтобы Евкуров с его "дьяволом у всех, кроме Пророка" был убедительнее присутствовавшего и призывавшего к прямым выборам экс-президента Ингушетии Руслана Аушева. Просто, как съязвил постфактум чеченский спикер Дукуваха Абдурахманов, ингуши не устояли под натиском ГРУ.
Ингушское руководство недавно почувствовало острую необходимость в народной поддержке. Какие-то московские эксперты предрекли Юнус-Беку Евкурову скорую отставку "в связи с излишне мягкой позицией". Трудно, конечно, назвать "мягкой" манеру управления, при которой бывшие министры во время спецоперации в их домах лезут на рожон и погибают, не дав показаний, оппозиционеров заключают в ОВД и избивают для профилактики. Но это был сигнал - имидж ингушского руководителя пошатнулся. А чеченские приписки ингушской земли подтвердили: у Евкурова нет рычагов воздействия на соседа Рамзана Кадырова через федеральный центр.
Поэтому под эгидой республиканских властей был собран съезд, который должен был высказаться по вопросам возможных прямых выборов и чечено-ингушской административной границы. Итог был известен заранее: выбирать главу будет парламент, а о границе делегаты просят позаботиться Москву.
На взгляд Руслана Парчиева, представлявшего на съезде общественную организацию "Союз пострадавших от геноцида", на итогах сказался принцип формирования его участников. Многие хотели бы видеть на нем не только бывших и нынешних руководителей, но и тех, кто при любой власти уходит в оппозицию, кто уезжает в эмиграцию или другие регионы России, понимая, что в Ингушетии у них будущего нет.
- Практически все делегаты, независимо от того, чиновники они или нет, в том числе и я, прошли через жесткий отбор людей Евкурова. За исключением квоты, - рассказал Руслан Магометович корреспонденту BigCaucasus. - На прошлом съезде была квота для неправительственных организаций - 10 человек. Подозреваю, что она была выделена для шарма. Тогда, несмотря на то, что многих можно было часто видеть в окружении Евкурова, все 10 голосовали против его предложения. Приглашенные и гости и тогда, и сейчас права голоса не имели. Если бы у них такое право было, расклад был бы иной. Но даже учитывая то, что на нынешнем съезде против шерсти пошли 17 делегатов, при том что общий список самих делегатов был уже намного меньше в силу многих причин, это можно считать прогрессом.
- Как Вы относитесь к решению съезда об отмене прямых выборов?
- Мой судебный иск к Избиркому России о признании выборов в Народное собрание РИ незаконными рассматривался в Москве и был мной проигран, и не потому, что я был неправ, а потому, что у правых всегда меньше прав. Было бы странно, если бы я не был резко против таких выборов.
- Звучали ли на съезде осуждающие реплики в адрес Чеченской республики, которая расширяет свои границы за счет Ингушетии? Какие эмоции и решения вызвал инцидент с чеченскими силовиками в Аршты накануне съезда?
- Осуждающие реплики были в адрес некоторых должностных лиц ЧР. Многие, в том числе и я, осуждали их за некомпетентность и волюнтаризм. Кстати, я в своем выступлении попенял и нашим чиновникам, которые не удосужились внимательно прочитать закон об образовании Ингушетии и интерпретировать его во взаимосвязи с другими федеральными законами и Конституцией.
Честно говоря, события в Бостоне занимали меня гораздо больше, и тема Арштов мне была незнакома. Но на съезде разговор об этом был, хотя Евкуров (вероятно, с учетом последних высказываний Кадырова) сумел убедить присутствующих в том, что разговоры сильно преувеличены.
- Поднимался ли вопрос Пригородного района?
- Вопроса о Пригородном районе на повестке дня не было. Но многие, в том числе и Аушев, в общем контексте выступления его затрагивали. Многие выступающие, по крайней мере мне это так показалось, осуждали парламент Ингушетии (больше прошлый созыв) за то, что они, имея законное право, не сделали того, что сделал Чеченский парламент, никакого права на то не имея. А именно: не приняли закон о включении в состав Ингушетии Пригородного района. Кстати, я смотрел в Ютубе, как Председатель Парламента ЧР докладывал Кадырову, что ингуши проморгали возможность включить в свой состав Пригородный район, а вот мы в схожей ситуации не растерялись, - отметил Руслан Парчиев.
Напомним, что между Ингушетией и Чечней по инициативе Рамзана Кадырова недавно возник спор о некоторых населенных пунктах Сунженского района, разделенного между двумя республиками условной границей. Как такого размежевания эти два субъекта Федерации до сих пор не прошли. Чеченский парламент, не дождавшись компромисса, своим решением просто включил весь район в границы Чечни.
Ингуши, понятно дело, с этим не согласились. Вот и съезд провели в станице Нестеровской, согласно чеченскому законодательству, уже не принадлежащей Ингушетии. На это спикер чеченского парламента Дукуваха Абдурахманов отреагировал весьма своеобразно, поздравив ингушского коллегу Мухарбека Дидигова "с политической провокацией".
"Надеялся, что Высший законодательный орган республики, Народное Собрание Ингушетии, устоит перед натиском ГРУ, - процитировало Абдурахманова агентство "Грозный-информ". - Сожалею, у Вас это не получилось. Поддержав евкуровский съезд - съезд его аппарата, Вы выступили против собственного народа и всего Вайнахского Сообщества. До встречи на чеченском съезде, на который я Вас приглашаю и который тоже будет проводиться в Сунженско-Орстхойском районе". Из этого следует, во-первых, что ГРУ для представителя чеченской власти является вражеской организацией, а во-вторых, что территориальный спор доведет до настоящих конфликтов, предвестником которых можно считать "наезд" чеченского ОМОНа на Аршты.
Между тем съезд проходил в населенном пункте, чье название указывает на принадлежность казакам. И от их имени в Доме культуры, где все и происходило, выступила некая Светлана Николаевна. "Ни один из выступавших не коснулся проблем, связанных с русскими или казаками, называйте их как хотите, и мне послышался не только упрек, но и страдание в голосе этой женщины, которая обращалась, думаю, уже больше к Кадырову, умоляя дать, в конце концов, ей и ее детям нормально жить, не беспокоясь о завтрашнем дне, не лишая ее возможности ухаживать за могилами своего отца и своего деда, которые похоронены здесь и у которых не было иной родины, как нет иной родины у нее и ее детей", - рассказал Руслан Парчиев. По его словам, о русскоязычных организаторы съезда вообще позаботились мало, не обеспечив даже перевода с ингушского языка.
Но зато на съезде прозвучало предложение создать казачий район, процитированное твиттер-трансляцией присутствовавшего там члена Общественной палаты Максима Шевченко. Он же успел зафиксировать весьма красноречивое высказывание Евкурова: "Я никогда не разрешал хаять предыдущих президентов. Один Пророк был без дьявола в душе, а мы все - с дьяволом!".
Вот так, "с дьяволом" и "под натиском ГРУ" и решили земли чеченцам не уступать, а право выбора главы республики отдать депутатам Народного собрания. Как говорит Руслан Парчиев: "Евкуров без шума и пыли очень технично выполнил главную задачу - удержал республику в своих руках до Олимпиады (что важно для Путина) и, похоже, закрепился надолго (что, думаю, важно для него)".