С критикой в адрес действующего президента Ногаидели выступает ныне практически каждый день. Хотя до этого не отличался особой активностью. Его партия до последнего раздумывала в апреле - присоединяться или нет к уличным акциям. «За справедливую Грузию» первой объявила и о летнем тайм-ауте. Правда, в активе Ногаидели то, что еще в начале года он представил экономическую программу, проект реформирования армии и налаживания отношений с Абхазией и Южной Осетией. А вот «Альянс за Грузию» (партия Аласания, республиканцы, «Новые правые»), который считается лидером оппозиционного движения обещал представить свою программу только в сентябре.
О чем же могли договариваться Ногаидели и лидер лейбористов? В самом факте переговоров между Нателашвили и Ногаидели не было бы ничего удивительного, если бы не то, что они многие годы критиковали друг друга. Нателашвили не скупился на крепкое словцо, когда Ногаидели был еще премьер-министром. С уходом последнего в оппозицию мало что изменилось. Еще несколько месяцев назад лейбористы заявляли, что «Зураб Ногаидели не имеет никакого морального права быть одним из лидеров оппозиции». Они утверждали, что «Ногаидели должен нести ответственность за антинародную политику властей». Генсек лейбористов Сосо Шатберашвили заявлял тогда, что Ногаидели «накопил огромные богатства, которые сейчас используют для деятельности созданной им партии».
За комментариями корреспондент GeorgiaTimes обратился к самому Шатберашвили:
- Мы ни с кем не собираемся объединяться в блок, - сообщил он нам. - Да, мы ведем консультации с различными партиями, в том числе и с партией Ногаидели. Несмотря на то, что по некоторым позициям наши точки зрения совпадают, мы и сейчас его оппоненты. Дело в том, что когда он был премьер-министром, то был свидетелем многих злодеяний Саакашвили. Он до сих пор не обнародовал информацию (Ногаидели в свое время обещал обнародовать подробности убийства первого премьера постреволюционной Грузии Зураба Жвания, но до сих пор этого не сделал - И.П.). То, что известно Бурджанадзе и Ногаидели - общественности неизвестно, но они молчат.
Мы не исключаем сотрудничества с ними, - продолжил наш собеседник. - Подавляющее большинство оппозиционеров - бывшие соратники Саакашвили. После того, как они ушли из власти, мы готовы обсуждать с ними некоторые вопросы. Если глава МВД Вано Мерабишвили уйдет в оппозицию, мы будем готовы говорить и с ним. У всех оппозиционеров единая цель - отстранить от власти Саакашвили.
- Какие партии из оппозиционного спектра наиболее близки лейбористам по взглядам?
- У нас своя программа устройства государственного устройства, свое видение внутренней и внешней политики страны. Наиболее близки нам по взглядам партии левого направления. При этом мы - игроки-одиночки.
Напомним, лейбористы призвали власти Грузии отказаться от вступления в НАТО и любые другие военные блоки, в том числе в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В будущем, полагают лейбористы, Грузия должна проводить политику неприсоединения.
- Но, по мнению аналитиков, оппозиция именно тем и слаба, что не может выдвинуть единого лидера...
- Когда оппозиция в бою, нужен единый лидер. Мы предлагаем на эту роль выдвинуть лидера нашей партии Шалву Нателашили. Нас не хотят поддержать. В 2007 году оппозиция выдвинула единым кандидатом Левана Гечечиладзе. Результаты мы видим.
- Лейбористы поддержат акции протеста в случае их возобновления?
- Мы проводили акции протеста с 23 ноября 2003 года, когда многие еще сидели в теплых кабинетах. Это к нам присоединяются. Если будут проводить акции протеста, мы будем вместе с протестующими, - заключил Сосо Шатберашвили.