Поправки к закону о некоммерческих организациях, согласно которым НКО, занимающиеся политической деятельностью и финансирующиеся из-за рубежа, должны официально получить статус иностранных агентов, вступили в силу 21 ноября. Не секрет, что Северный Кавказ находится на особом контроле у российских и международных правозащитных организаций: большая часть заявлений в Европейский суд по правам человека от граждан России поступает из кавказских республик. А значит, законодательная инициатива напрямую затронет интересы жителей региона.
"Настораживают не столько поправки, сколько их возможное правовое применение на Северном Кавказе, - обратил внимание в интервью корреспонденту интернет-издания "Большой Кавказ" председатель Совета правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов. - Наши чиновники, в соответствии с заветом классика XIX века "тащить и не пущать", используют любой закон для запрещения всего, что можно. Очевидно, что с тем, кого объявят иностранным агентом, вряд ли будут сотрудничать местные чиновники, которые, услышав подобное словосочетание, просто впадут в ступор. Поэтому дело не только в принципиальных соображениях, не только в том, что статус иностранный агент не соответствует действительности, но и в том, что признание такой формулировки делает работу правозащитников технически невозможной".
По мнению Черкасова, закон написан "для произвольного толкования": "Нечеткие формулировки, а для некоторых понятий и отсутствие таковых, делают этот закон неправовым. Если в регионе появятся структуры, которые этот закон должны будут применять, им придется демонстрировать свою активность, то есть за неимением иностранных агентов карать кого придется. Тем более что формулировки закона располагают к этому. Единственный способ противостоять всякого рода притеснениям и преследованиям - обращаться в суд: в российские и международные инстанции, имеющие соответствующую юрисдикцию", - заключил правозащитник.
Между тем руководитель ингушской правозащитной организации "Машр" Магомед Муцольгов считает, что вступление в силу поправок к закону об НКО никак не отразится на деятельности возглавляемой им структуры. "Мы как работали, так и будем работать, - сказал корреспонденту "Большого Кавказа" Муцольгов. - Насколько я понимаю, этот закон касается тех, кто занимается политической деятельностью, а моя организация оказывает бесплатную юридическую помощь".
В то же время Муцольгов вполне допускает, что в руках некоторых "нечистоплотных чиновников и силовиков" поправки к закону могут стать "инструментом давления". "Естественно, ничего хорошего в этом (в принятии поправок к закону - прим. ред.) нет, - добавил ингушский правозащитник. - По мне, сама формулировка закона - оскорбительна. Этот закон незаконен, он противоречит нашей Конституции. И вообще, законы, которые принимаются в силу каких-то политических интриг, не действуют. Допустим, существуют неполитические правозащитные организации, в которых, однако, работают люди, самостоятельно занимающиеся политической деятельностью. Как быть в такой ситуации? Это неправильный закон. Антиконституционный".
Накануне вступления в действие поправок к закону, в ночь на 21 ноября, на стене здания российского правозащитного общества "Мемориал" неизвестные краской сделали надпись "Иностранный агент. Love USA". Видимо, таким образом анонимы отреагировали на распространенное ранее заявление "Мемориала" о том, что организация не намерена регистрироваться в качестве иностранного агента. Инициативу "Мемориала" поддержали "Московская Хельсинская группа", Transparency International и ряд других правозащитных структур.
В ответ на это заместитель генерального секретаря "Единой России" Ольга Баталова обвинила правозащитные организации в саботаже и пригрозила, что их деятельность может быть приостановлена: "Правовой нигилизм ни к чему хорошему не приведет - они (НКО, отказывающиеся выполнять закон - прим. ред.) будут нести ответственность за нарушение закона, вплоть до приостановления деятельности".
Следует добавить, что высказывания Баталовой появились на сайте "Единой России" 15 ноября, в день, когда на редкость синхронно эксперты обнаружили на малоизвестном сайте загадочную переписку сотрудников некоего Американо-российского фонда по экономическому и правовому развитию (USRF), в которой говорится о том, что фонд будет выделять средства российским организациям, подпадающим под действие нового закона.
Бадма Бюрчиев