В Москве "лица славянской наружности" ломают стереотипы о кавказцах. Месяц назад они полоснули по горлу чеченца, а теперь из пневматического оружия ранили кавказца в поезде метрополитена. Повод для стычки более чем серьезный — недобрый славянский взгляд в сторону дагестанца. Он подошел, чтобы узнать "чо смотришь", но вместо ответа получил пулю в бок и в голову. Скрытая видеозапись в вагоне не допускает иных трактовок. И все же националисты объяснили, что кавказец был вооружен ножом, и ему нанесли предупредительный удар.
Нападения на кавказцев в столице, как это ни ужасно звучит, входят в моду. В августе двое украинцев убили своих квартиросъемщиков — двух чеченцев и дагестанца, трупы расчленили и пытались вывезти, но были пойманы на месте преступления. Месяц назад нападению в маршрутке подвергся чеченец Анди Муслимов, которому националисты перерезали горло, так что его с трудом удалось спасти. И вот новое нападение — расстрел дагестанца в поезде московского метрополитена.
Чаще в информационное пространство попадают совершенно другие новости: то кавказец побил полицейского, то протащил на капоте гаишника, то стрелял на свадьбе, то устроил поножовщину в клубе. Приезжие с Северного Кавказа обычно предстают кровожадными вспыльчивыми монстрами и убийцами. В упомянутых случаях славяне разрушали этот стереотип, принимая роль злодеев на себя и превращая кавказцев в жертв.
Кадры с камеры слежения в вагоне метро показаны по всем каналам в надежде, что удастся установить личности двух стрелявших. Они оба славянской наружности. Один постарше все время посматривает налево. Младший нервно постукивает носком ноги по полу вагона. Потом старший ставит портфель у ног и встает. В этот момент к ним подходит невидимый до этого дагестанец в болоньевой куртке. Почти сразу же старший из нападавших выхватывает пистолет и стреляет в бок подошедшему. Затем он бьет его под колено ногой и делает контрольный выстрел в голову. Тут же оба славянина встают у дверей. Другие пассажиры вагона уходят подальше. Молодой славянин достает пистолет, направляет его на невидимого в данный момент раненого и что-то ему кричит. Затем они выходят, а дагестанец снимает вещи. С него капает кровь.
Раненого Хашима Латипова доставили в больницу и сделали операцию. Он уже способен давать интервью. "Я ехал к другу в Новокосино. Был один, совершенно трезвый. Мы просто встретились взглядами, — рассказал он Life News. — Никаких вызывающих действий не совершал, просто оглянулся и заметил его взгляд. Посмотрел один раз. Отвернулся. Вновь обратил на него внимание — а он все смотрит. Причем презрительным таким взглядом, как у психбольного — смотрит, будто убить хочет. — Я сидя спросил: "Что смотришь?". Он тут же перекинулся парой фраз со своим приятелем. Я подошел. Тогда он молча встал, достал пистолет и начал стрелять".
По его словам, потом свидетели нападения рассказали, что перед выходом парни направили на него пистолет и приказали показать руки. "Может, они думали, что у меня тоже есть травматическое оружие?", — предполагает Хашим.
Психологи уже проанализировали видеозапись и решили, что нападавшие долго копили агрессию и искали, на ком ее сорвать. Редакция вайнахского журнала "VAINAH'S VERAS" сочла этот инцидент "результатом оголтелой националистической, ксенофобной и расистской компании в СМИ и на государственном уровне". "Похоже, что общество в этой стране уже перешло ту грань, когда человек другой внешности уже не считается человеком, а это начало конца такого общества", — говорится в редакционном комментарии.
В это же время националистические блоги расценили случившееся как самооборону. "Дагестанца расстреляли за хамство в метро, — пишут они. — Коренное население медленно, но верно адаптируется к реалиям многонациональной России, прилежно изучая повадки и обычаи "коренных народов". Типичная для московского метро ситуация, когда наглый кавказец нахально сверлит взглядом пассажиров, а замечая реакцию, кидает своё презрительное "Чё смотришь?", в этот раз пошла не по сценарию".
Многие комментаторы видеозаписи нападения считают действия русских оправданными. "Хашим Латипов перекинулся взглядом с пассажиром, а потом просто сказал: "Че смотришь?" и резко пошел на сидячего оппонента. Что был должен сделать любой адекватный человек? — Правильно, встать и быть готовым дать отпор", — одобряют они.
Некоторые пишут, что пострадавший был вооружен ножом, поэтому оба славянина во время драки смотрели в сторону его пояса, откуда он мог выхватить оружие, и потом требовали показать руки, чтобы убедиться в отсутствии ножа.
Можно предположить и то, что ножа не было, но его ожидали увидеть в руках кавказца, потому что именно такой стереотип о приезжих из северокавказских республик сложился в российском обществе, разумеется, не без участия СМИ, но и не без поводов от самих приезжих.
Только все это нисколько не оправдывает нападавших, ибо чем они тогда лучше осуждаемых обществом южан, таких же скорых на расправу?
Светлана Болотникова