Ингушский правозащитник Калой Ахильгов предлагает начать кампанию по сбору подписей за перенос праздников с 23 февраля и 8 марта на другие даты, поскольку представители репрессированных народов в эти дни отмечают годовщины сталинских репрессий - как известно, 23 февраля 1944 года началась депортация чеченцев и ингушей, а 8 марта та же участь постигла балкарцев.
«Тот факт, что во время празднования праздника одними гражданами страны, другие граждане этой же страны отмечают траурную годовщину убийства половины населения целых народов, с одной стороны прекрасно иллюстрирует в каком нравственно высоком государстве мы живем. С другой - сами представители «высланных навечно» народов, кроме как отметить годовщину собраниями, вечерами памяти и красочными юзерпиками, ничего более серьезного не предприняли. Учитывая, что «день защитника отечества» и «8 марта» утратили идеологическую составляющую и стали лишь поводом повысить цены на пену для бритья и оправдать невыгодный цветочный бизнес, а также «железным» основанием для очередной попойки, предлагаю начать кампанию по сбору подписей за перенос праздников 23 февраля и 8 марта на другие даты, поскольку представители репрессированных народов (кстати, депортации специально проводились в эти дни, дабы о них никто не вспоминал), в эти дни отмечают годовщину жестоких репрессий», - написал Ахильгов в своем блоге.
Надо сказать, это уже не первая попытка «отменить» праздник. В 2009 году в Улан-Удэ были задержаны журналистки Надежда Низовкина и Татьяна Стецура, распространявшие листовки, приуроченные к 65-летию со дня сталинской депортации чеченского народа. «23 февраля - день траура. День жертв защитников отечества!», - говорилось в текстах листовок. Ровно через два месяца после задержания, 23 апреля против журналисток возбудили уголовное дело по статье 282 УК РФ (возбуждение ненависти и вражды), а 19 января 2011 года активистки «Солидарности» были приговорены к штрафам - 100 тысяч рублей с каждой. Впрочем, уже в марте после рассмотрения жалобы подсудимых коллегия Верховного суда Бурятии отменила этот вердикт.
Любопытно, что обвинительный приговор журналисткам из Улан-Удэ вынес Советский районный суд. В этом есть определенный символ, особенно если учесть, что девушкам вменялось возбуждение ненависти и вражды к военным и сотрудниками правоохранительных органов.
Расшифровывать символы занятие неблагодарное, но все же приведем с этой целью совсем «свежую» цитату чеченского публициста Алимхана Хажбатирова. «В настоящее время важно дать соответствующую оценку преступлениям сталинского режима, - отмечает он в статье на chechnyatoday.com, посвященной нынешней годовщине депортации. - Если мы не сделаем этого, значит, мы покажем всему миру, что нам ближе палачи, чем жертвы. Значит, нас вновь бросит история, и мы бесконечно будем наступать на одни и те же грабли. И тогда преступления советской власти будут верной тенью снова плестись за нами».
Преследование журналисток за выражение мнения - это тень советской власти. Как и методы силовиков на Северном Кавказе - принцип коллективной ответственности, бессудные казни и так далее. Но и вечера памяти - Ахильгов прав - постепенно обретают черты советских мероприятий, бесполезных и пафосных. Какой смысл вновь и вновь «хоронить своих мертвецов», если не извлекать уроки из прошлого?
Мы все еще стремимся жить по-советски: сложить с себя ответственность и целиком вверить свои жизни вождю - вот откуда берутся все эти тени. И в нашей повседневности они объявляются при попустительстве и одобрении большинства.
Потому неудивительно, что председатель парламента ЧР Дукуваха Абдурахманов, говоря в Саратове о траурной дате своего народа, переходит на знакомый с рождения язык советской риторики: «Сейчас идет новая мировая война. Райс (Кондолиза Райс, госсекретарь США в 2005-2009 гг. - прим. ред.) приехала - сказала: Россию надо разделить на шесть частей. Если сегодня снова придется идти в бой, те чеченцы, которых ругали, будут идти впереди всех в бой».
Чуть выше, кстати, он с гордостью напомнил, что в Чечне сегодня официально отмечают День защитника Отечества. «Мы, чеченцы, последние 20 лет не отмечали 23 февраля, потому что в период Сталина мы были в депортации именно с этого дня. 9 мая мы тоже не отмечали, в этот день погиб Ахмат Кадыров, первый президент, герой России посмертно. Но поговорили с общественностью, решили установить единый день памяти - 10 мая (с 2011 г. - прим. ред.), - пояснил спикер. - Разве не было среди нас защитников отечества?».
На первый взгляд, Абдурахманов выдвинул тезис прямо противоположный предложению Ахильгова. Но в главном они сходятся: праздник и траур - две вещи несовместные. Трудно сразу сказать, кто больше прав: чеченский чиновник и ингушский правозащитник. Но так или иначе - через отмену праздников или перенос дней памяти - с этой шизофренией надо кончать.
Дословно «шизофрения» переводится как «раскол рассудка». И когда страна отмечает праздник, в то время как у сотен тысяч соотечественников траур - это самый настоящий раскол рассудка. Можно, конечно, и дальше не обращать на это внимание, ведь жили же как-то прежде. Но в том-то и дело, что жить как раньше - не нормально. «Мы без конца ругаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить - кто написал четыре миллиона доносов?», - сказал в свое время Довлатов.
Неустанно искать врагов и без конца строчить доносы - это тоже из области психиатрии. Ни для кого не секрет, что наше общество сегодня переживает рецидив этой мании. Но пока не совсем замутнился разум, у нас есть шанс исцелиться.