Навязчивая идея грузинского руководства - "удесятерить значение" проходящего по территории страны газопровода в обход России, похоже, близка к осуществлению. После скандала между Туркменией и «Газпромом» Ашхабад распростер объятия для европейских потребителей. Вопрос с поставщиком проекта Nabucco почти решен. Формальности улаживаются в эти дни на конференции под эгидой ООН в Туркмении, 24 апреля их обсудят в Болгарии, а 8 мая - в Чехии.
Обсудить планы по Nabucco и еще по одному аналогичному проекту газовой трубы под названием «Белый поток» с руководством Туркмении и другими участниками конференции «Надежный и стабильный транзит энергоносителей и его роль в обеспечении устойчивого развития и международного сотрудничества» поехал премьер-министр Ника Гилаури. Присутствовать на обсуждении антироссийского проекта, конкурирующего с Южным потоком, властям Грузии несомненно приятно. В марте, когда ЕС принял решение о выделении денег на строительство газопровода, президент Михаил Саакашвили удовлетворенно заявил: «Nabucco является проектом, который удесятеряет стратегическое значение Грузии, так как через Грузию пройдет главная линия газообеспечения Европы. В отношении данного проекта в Евросоюзе идет большое лоббирование. Понятно, какая страна потратила очень большие деньги, чтобы вчера это решение не было принято». А сейчас продвижение проекта позволяет властям Грузии погрозить пальчиком оппозиции: мол, транзит возможен только по стабильному государству, так что нечего устраивать зоопарк с клетками перед парламентом.
Вопрос с поставщиками для Nabucco, который удлинит до Европы существующую трубу Баку-Тбилиси-Эрзерум, долгое время оставался большой проблемой. Среди вероятных сырьевых баз назывались Иран, Азербайджан и Туркмения. Однако Тегеран, безусловно мечтающий о такой возможности, не мог присоединиться к проекту из-за лобби недружественного ему Вашингтона. Кроме того, Москва терпимо относится к его ядерной программе и даже обещает поддержку, и Иран может оказывать взаимную любезность. Азербайджан тоже в последнее время налаживает тесные контакты с Москвой, и вряд ли будет ссориться, по крайней мере, до урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. А вот Туркмения из-за взрыва на газопроводе, в котором обвинила «Газпром», и из-за снижения Россией закупок газа резко стала искать пути диверсификации энергетических потоков. Она хочет обеспечить себе стабильные поступления в бюджет за счет экспорта как в Россию, так и на Запад и на Восток. При добыче порядка 70 миллиардов кубометров газа в год, Туркмения имеет контракты с Россией на поставки 40 миллиардов кубометров в год, строит газопровод в Китай, рассчитанный еще на 40 миллиардов кубометров и вот-вот пообещает порядка 30 миллиардов кубометров в год «вдувать» в трубу Nabucco. Первый шаг в западном направлении Ашхабад сделал в начале апреля, подписав долгосрочный контракт с немецкой энергетической компанией RWE.
Хватит ли туркменских запасов и мощностей по добыче газа на все эти проекты? Доказанные запасы газа Туркменистана согласно данным BP на первое января 2008 года составляют 2,67 триллионов кубических метров, сообщает «Тренд». В 2009 году страна планирует добыть более 75 миллиардов кубических метров газа, из которых более 51 миллиарда рассчитано на экспорт. Бесконечно наращивать добычу Туркменистан не сможет, а количество запасов газа многие эксперты ставят под сомнение. «Мы вообще не знаем, сколько газа там реально есть.