"Затем был момент, когда ребята молились и опоздали на лекцию. Им неоднозначно намекнули, что лагерь светский, что надо выходить из данной ситуации", - рассказал корреспонденту GTimes еще один член делегации Исмаил Узденов. После этого мусульмане на "Селигере" "вопреки временным графикам делали совмещенную молитву", как они написали в обращении к Максиму Шевченко.
"Да, были у ребят опоздания. Но там система такая, что если человек опаздывает, проспал на зарядку, например, служба контроля отрезает у него один уголочек бейджика. Если три отреза, человека выдворяют из лагеря. Когда нас выселяли, в лагере максимум пять человек было с одним порезом бейджика, - подчеркивает Узденов. - Никаких нареканий не было. Оснований для выдворения не было. Никаких фактов опозданий, все со слов человека, который с самого начала не нашел с нами общий язык".
Вместе с тем Узденов не считает, что произошедшее было следствием только межличностного конфликта. "Вы думаете, один старший инструктор мог организовать, чтобы всю делегацию выгнали? Когда нас по периметру окружила служба контроля лагеря и стала требовать, чтобы мы покинули территорию "Селигера", мы спрашивали, как с руководством лагеря поговорить. Руководителя не было на месте, и его заместитель Сергей Бюджерин категорически отказался разговаривать с нами. И нам просто не дали возможности урегулировать ситуацию. Делегацию в 17 человек мало того, что выгнали под проливной дождь, еще и из автобуса выгнали, который ехал на Москву. Слава Богу, мы добрели до соседней деревушки, там оказалась добрая бабушка, которая за символическую плату нас приютила. Мы там в одной комнате переночевали. А на следующий день за нами приехал наш транспорт и мы благополучно уехали".
Алан Карданов и еще несколько человек остались в Москве, где уже заручились поддержкой Максима Шевченко и будут с его помощью добиваться восстановления "доброго имени" делегации из КБР.
"Я, как член делегации, считаю, что были затронуты наши гражданские чувства, - говорит Исмаил Узденов. - Думаю, они некрасиво себя повели, и люди, которые допустили такую ситуацию, должны понести наказание. Это моя позиция и всех ребят".
И все же этот конфликт у Исмаила не отбил желания посещать форум на Селигере, изначально задуманный только для ура-патриотического движения "Наши", а потом объединивший всю "золотую молодежь" России: "Я бы с удовольствием еще туда поехал. Мне интересно посмотреть, предпримут ли меры, чтобы устранить вот эти недостатки. Форум в целом удачный. Мы со многими ребятами с разных городов подружились, будем теперь поддерживать отношения. Идеями интересными поделились. Получилась ложка дегтя в бочке меда".
Сам Исмаил, пока его собирались "депортировать", успел защитить свой проект - о проведении межнационального всероссийского фестиваля. "Вот я живу на Кавказе и мне интересно, допустим, как на Камчатке, на Чукотке люди живут, какие у них обычаи и традиции. Бюджет был ограничен, и я все это сократил, конечно, под пиар-акцию для привлечения спонсоров, - сетует автор проекта. - В день выселения была назначена защита. Три человека из нашей делегации под жестким прессингом - нас выселяли, наши вещи вытаскивали - но кое-как мы успели защитить проекты и получили высокие баллы. Но как это будет теперь воспринято, не знаю. Мне из министерства по делам молодежи пока не звонили".
В разговоре с корреспондентом GTimes министр Султан Хажироко отметил, что у авторов интересных инициатив еще не все потеряно. "Хорошие проекты мы рассматриваем на местном уровне, и они будут включены в конкурсы, которые мы тут объявляем. Три человека у нас уже получают гранты, чьи проекты победили, и еще какое-то количество достойных проектов, я думаю, пройдет. Вот так мы нашли золотую середину".
Но, в отличие от министра, члены делегации не считают конфликт исчерпанным. Тем более что с непониманием на форуме сталкиваются и чеченцы, и ингуши, и дагестанцы. "Просто наша делегация была выдворена, и это было придано огласке. А так каждый год подобное возникает", - говорит Узденов. И если дело не в молитвах, не в национальности и не в личностной неприязни, значит, конфликт между завсегдатаями "Селигера" и кавказскими делегатами намного глубже - в особой ментальности, которая не позволяет терпеть, если на тебя орет женщина, пусть и старший инструктор.