Информация, поступающая из небольшого поселения Караман Кумторкалинского района республики Дагестан (в 12 км к северу от Махачкалы), всё больше напоминает фронтовые сводки. Пока одни сообщают о массовой драке 700 человек, другие муссируют информацию то ли о четырех, то ли восьми побитых в потасовке с митингующими полицейских. На этот раз люди столкнулись с двумя проблемами: извечными национальным и земельным вопросами. Чего требуют кумыки и на что претендуют лакцы, разбирался наш корреспондент.
С цифрами всегда нужно быть осторожным. Еще осторожнее нужно обходиться с историей, которая рано или поздно возвращает все на круги своя. Именно это сейчас и происходит вокруг так называемых "кумыкских земель" в Дагестане. За три дня несколько столкновений представителей двух национальностей (кумыков и лакцев, обе - крупнейшие в республике), стычки с блюстителями правопорядка, перекрытие сулакской трассы (Махачкала - Астрахань), которая как раз и проходит через Караман. Почти полдня по трассе могли пройти только пешеходы - машинам проезд был закрыт. Волны негодования вся эта ситуация вызвала и у автовладельцев: один из водителей не выдержал и напал на сотрудника с кулаками: толкнул его и ударил по лицу. Мордобой пресек коллега полицейского - выстрелы в воздух утихомирили драчуна.
А началось всё с митинга представителей кумыкской нации из-за спорной территории возле Махачкалы, который постепенно перетек в массовую драку. Около 700 человек таким образом решали земельный вопрос. Камнем преткновения для жителей поселков Тарки и Новострой стал участок прилежащей территории под названием "Черные камни". Чтобы разобраться в его принадлежности, собрались почти все жители обоих поселений - по неофициальным данным, их было около 1000 человек. Собрание быстро переросло в ожесточенный конфликт. В ход пошли камни и бутылки. Негодующую толпу приехали разнимать несколько нарядов ОМОНа. В ходе потасовки правоохранители получили травмы разной степени тяжести.
Напомним, что не так давно дагестанские власти решили переселить в Караман лакцев из Новолакского района с земель бывшего Ауховского района, куда возвращаются чеченцы-аккинцы. О нелегкой судьбе чеченцев-аккинцев (так называют дагестанских чеченцев, живших в селе Аух бывшего Ауховского района) известный дагестанский журналист, поэт и публицист Багаудин Узунаев писал: "В первую очередь, следует отметить, что высылка одного из коренных этносов Дагестана, чеченцев Ауха, со своих исконных земель, была совершена в феврале 1964 года. Это произошло в соответствии с Указом президиума ВС СССР от 7 марта 1944 года (№116/102) "О ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве ее территории". На основании этого указа "все чеченцы и ингуши, проживающие в ЧИАССР, а также прилегающих к ней районах, были переселены в другие районы Советского Союза". (Обратите внимание, что Указ выпущен задним числом, уже после того, как дело было сделано... Как говорится, своя рука владыка!). ЧИАССР как административная единица перестала существовать. Был ликвидирован и Ауховский район ДАССР, видимо, как "прилегающий" к ЧИАССР... О страданиях, перенесенных чеченцами-аккинцами в связи с насильственным переселением и сложной адаптацией в чужих местах, можно говорить долго и много. Да и всем об этом уже хорошо известно, иначе вряд ли появился бы уже не раз упоминавшийся нами Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", принятый в апреле 1991 года. Как известно, правительства крайне неохотно идут на принятие такого рода законов - и не только по материальным причинам (ведь, как правило, это связано с солидными компенсациями и выплатами), но и по моральным соображениям - кому охота признаться в своих преступлениях и зверствах?! А в случае с чеченцами Ауха дело осложнялось еще необходимостью возвращения им их исконной территории, где уже плотно обосновались два других дагестанских этноса - лакский и аварский. Но это еще не все. Земли, на которые переселяют лакское население из Новолака, т.н. Новострой, принадлежали прежде Таркинскому району, жители которого лишь в последнее время перестали предъявлять свои претензии в отношении этой территории".
Одним словом, теперь за исконно кумыкские земли северных территорий Махачкалы вступились сами кумыки. Неужели нельзя всем уместиться на просторной дагестанской земле и компактно жить, спросит кто-то? На самом деле всё не так просто, тем более учитывая историю, быт и ментальность дагестанских народов, для которых формировавшийся веками ареал распространения порой даже дороже жизни.
Кстати, по словам нашего собеседника Багаудина Узунаева, "насильственно переселенными", так же, как чеченцы-аккинцы, считаются и лакцы. Да, формально их действительно можно приравнять друг к другу. Но одно дело - переселиться из высокогорного Лакского района в благодатный равнинный Ауховский, и совсем другое - оказаться, как чеченцы, за тысячи километров от насиженных мест, на чужбине, без имущества и крыши над головой, среди чужого и часто враждебного по отношению к тебе населения... Есть и еще нюанс. Почему-то репрессированные чеченцы-ауховцы с первых дней рвались назад, в свои родные места, а "репрессированные" лакцы и аварцы 20 лет не спешили на родину. Вернее, "не спешат" лакцы, а аварцы - те категорически против восстановления Ауховского района, а следовательно, возвращения чеченцев на свою землю. Как видно, репрессии репрессиям рознь... То есть теперь здесь оказываются замешаны и аварцы, которые преследуют свои земельные интересы и пытаются повлиять на ход событий. В итоге аварцы делали все, чтобы не допустить переселения лакцев и восстановления Ауховского района - не нужны им в соседстве аккинцы, или, может, здесь есть какая-то другая подоплека. С другой стороны, узнав, что лакцев переселяют в район Карамана, забеспокоились кумыки: дескать, братцы, эта земля наша, кумыкская, не место тут лакцам. И тут же начали поддерживать обделенных чеченцев-аккинцев: переселяться-то переселяйтесь, но лакцев нам не надо! Вот и возникает перед всем Дагестаном дилемма.
Но споры на этом не заканчиваются. Правительство республики уже полтора года как решило переселить лакцев, а чеченцам-аккинцам вернуть их историческую родину. Решить решили, а о механизмах и последствиях как-то не подумали. Итог: разбитые носы, многокилометровые пробки и межнациональная вражда, которая может принять еще более угрожающие черты. В республике уже не на шутку заговорили о возможном гражданском противостоянии, если власти адекватно не решат этот земельный вопрос. А таких земельных вопросов в Дагестане с кузов, да с тележкой.
Кстати, за полгода до нынешних событий бунтовали сами чеченцы-аккинцы. 23 февраля проживающие в Хасавюртовском районе Дагестана аккинцы перекрыли дорогу из Хасавюрта в Новолакский район. Митингующие потребовали вернуть земли Новолакского (бывшего Ауховского) района, принадлежавшие чеченскому населению до депортации 1944 года. Акция продолжалась и в последующие два дня.
"Мы собрались, чтобы довести до властей Дагестана и России, что чеченцы-аккинцы - единственный народ, который не имеет своего территориального государственного устройства в лице района. Нас в Дагестане 150 тысяч человек. В Дагестане есть малочисленные народы, которых в 2-3 раза меньше, чем нас, но они имеют по 2-3 района, а вот наш Ауховский район не восстановлен, - заявили во время февральских волнений аккинцы. - Нас вывела на акцию несправедливость, которая происходит с нами на протяжении 22 лет с момента принятия закона о реабилитации репрессированных народов. Все это время нас кормили обещаниями, но терпение народа имеет границы, может быть, причиной акции послужила и смена власти в республике. Каждый новый руководитель давал нам обещания, которые не выполнялись".
Кажется, услышали всех: и кумыков, которые не хотят так просто отдавать свои земли, и обиженных еще полвека назад чеченцев-аккинцев, которые попросту хотят на Родину. Что же думают оказавшиеся меж двух огней лакцы?
Руслан Магомедов, заместитель главы администрации лакского села Новокулинский, объясняет, что землю эту лакцы получили в 1991 году по решению III съезда народных депутатов СССР: "Когда чеченцев депортировали, на их земли в Ауховский район спустили из горных сел лакцев. Но потом в 1956 году вернулись чеченцы. У нас на этой почве тоже столкновения были. Поэтому в 1991 году решили нас снова переселить, уже сюда, в Кумторкалинский район, но переселение почему-то тянется до сих пор. Сейчас разговор идет о 200 гектарах лесного хозяйства, которые нам тогда же, в 1991 году, дополнительно выделили как рекреационную зону, у нас там был муниципальный пляж. А теперь туда пришел таркинский джамаат, они говорят, что это земля их предков, и, ссылаясь на госакт 1928 года о том, что эти земли принадлежат им, захватили их" - прокомментировал ситуацию информационному агентству "Русская планета" Руслан Магомедов.
А вот какими интересными мыслями поделились в комментариях на новостных интернет-порталах небезразличные к происходящему в республике дагестанцы. Приведем несколько примеров.
"Patriot999": "Всё это может привести к межнациональной войне. Лучший выход для лакского населения - уехать жить к себе в горы, на историческую родину. Всё-таки горцы должны жить в горах, иначе это будет продолжаться бесконечно".
"Мурад": "Кумыки вечно со своими земельными претензиями. Если кто заметил, кумыки активизировались со своими проблемами после прихода к власти Рамазана Абдулатипова. Что это, чей-то заказ выполняют, что ли? Не стоит так низко падать, принципы должны быть одни, кто бы ни был президентом Дагестана. Кумыки перегибают насчет своих обширных земель. Эти некоторые земли они получили в подарок от генерала Ермолова, показывая ему свою преданность, ведь эти земли он освобождал от аварцев и чеченцев. Но эти земли были и не Ермолова, и уж точно они не кумыкские. Историю надо знать, какой бы неприятной они ни была".
"Давида": "Высказывание Рамазана Абдулатипова о том, что в Дагестане нет этнических земель, не выдерживает никакой критики. Все войны на земле велись за захват чужих территорий, т.е. земель, это продолжается это и сейчас. Не надо занимать страусиную позицию, надо решить эту проблему, ведь кумыки правы в своих требованиях. Я считаю, что надо лакцев вернуть на свои исконные места проживания, а для этого финансировать программу возрождения горных поселений с сопровождающей инфраструктурой. Уже больше двух десятков лет финансировалась ФЦП "Юг-горы", выделялись деньги по переселению новолакцев, почему же обдуманно не подошли к больному вопросу? Куда делись деньги по этим двум позициям? Впрочем, понятно куда... Целая республика оказалась заложником казнокрадов и временщиков".
Мурад Абдуллаев, Махачкала