Можно только отметить, что в эти дни президент Грузии Михаил Саакашвили и глава МИД Григол Вашадзе находятся в Нью-Йорке, где в рамках заседания Генеральной Ассамблеи ООН уже прошли ряд двусторонних встреч. Госсекретарь США Хиллари Клинтон от лица Соединенных Штатов пообещала президенту Грузии Михаилу Саакашвили предпринимать все усилия для того, чтобы другие страны продолжали не признавать независимость Южной Осетии и Абхазии. О переговорах относительно размещения американских Баз на территории Грузии западная пресса не сообщает.
Насколько реально пришествие американских военных на Кавказ? Как в таком случае будут складываться не только россйско-грузинские отношения, но и российско-американские? Об этом корреспондент GeorgiaTimes спросил российских и грузинских политологов.
Заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов:
- В заявлении Хиллари Клинтон нет ничего неожиданного. Что же касается размещения военных баз в Грузии - да, это реально. Тбилиси и Вашингтон подписали Хартию о сотрудничестве. Есть масса примеров, когда военные базы находились в странах, которые не являются членами НАТО - Израиль, Пакистан, Аргентина. Как отреагирует на это Россия? Негативно. Войны, думаю, не будет. Базы лишат Грузию последних шансов на реинтеграцию с Абхазией и Южной Осетией. Там, как известно, располагаются российские военные базы. Открытый конфликт между Россией и США не возможен. Прошлый август это подтвердил. Совершенно очевидно, что ни из НАТО, ни из США не прилетят и не будут защищать маленькую обиженную Грузию.
Александр Дугин, Центр геополитических экспертиз: - Заявление Клинтон вполне укладывается в общий курс. Так как гарантом независимости Абхазии и Южной Осетии выступает Россия, то США, соответственно, занимают противоположную позицию. Что касается размещения военных баз - это вполне соответствует стремлению США расширить сферу влияния и распространить его на весь Южный Кавказ. Единственно что хочу отметить, если этот проект (по размещению баз) начнет реализовываться, это приведет к эскалации конфликта. На сегодняшний день многие неверно трактуют августовский конфликт. Его нужно рассматривать не в контексте грузино-российских отношений, а российско-американских.
У России к Грузии была одна претензия - не размещать на своих территориях, которые прилегают к России, базы НАТО или США, - продолжает наш собеседник. - Россия видит в этом угрозу своей безопасности. Однако из-за позиции Саакашвили, России пришлось втянуться в конфликт, пришлось признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Если проект Дика Чени получит одобрение, то ни о какой «перезагрузке» не может быть и речи. Если сейчас с США идет вербальное противостояние, подковерное, то оно вполне может вылиться и в открытое.
К тому же возникнут новые проблемы для Грузии. Если Россия раньше дистанцировалась от внутриполитической ситуации в Грузии, то при таком развитии событий она будет вынуждена готовить своих кандидатов среди оппозиции, будет поддерживать антиправительственные настроения в регионах. Таких, как Самцхе Джавахети, Марнеули, где проживают этнические меньшинства, - заключил Александр Дугин.
Грузинский военный эксперт Гия Мелитаури: «Все пока на уровне предположений. Ничего реального даже на уровне обсуждения в парламенте Грузии пока не наблюдается. Так что высказывать какие-то домыслы рано. Скоро визит Саакашвили закончится. Если переговоры имели место, то это будет предано огласке. Хотя бы частично. Что касается вероятности размещения баз. С учетом Хартии о сотрудничестве - это вполне реально. Я не думаю, чтобы это случилось в ближайшем будущем. К обсуждению этого вопроса подключатся Россия и все международное сообщество. Даже обсуждение вызовет негативную реакцию со стороны России, отношения с которой и так напряжены». Повторение же вооруженного противостояния эксперт исключил.