Сообщения о взрывах и нападениях в Дагестане постоянно мелькают в новостных лентах. Во время последнего теракта пострадали 12 человек. Создается впечатление, что террористическая активность возрастает. Так ли это на самом деле? Опрошенные корреспондентом BigCaucasus эксперты расходятся во мнении относительно этого вопроса. Но в одном они солидарны: главная угроза безопасности на Северном Кавказе идет не из леса. Она надвигается со стороны воюющей Сирии.
Многие уже привыкли к взрывной активности Дагестана в информационных лентах. Несколько раз в неделю из этой республики поступают сообщения о терактах, перестрелках и КТО. Однако чем ближе Олимпиада в Сочи, тем активнее поднимается вопрос безопасности на Северном Кавказе. Регион привлекает все больше внимания со стороны СМИ, и пугающие заголовки в новостных лентах - "МВД сообщает о 12 пострадавших при взрыве в Дагестане", "В Дагестане прогремел взрыв у КПП", "Отдел полиции в Дагестане атаковал террорист-смертник", - мелькают все чаще. Растет ли террористическая активность в регионе? Этот вопрос корреспондент BigCaucasus адресовал экспертам.
Дагестанский журналист Милрад Фатуллаев отвечает однозначно: ситуация в Дагестане обостряется. Террористы становятся более изощренными в своих методах, что позволяет им чаще оставаться безнаказанными. "Характер и почерк деятельности боевиков резко изменился, - отмечает Фатуллаев. - Индивидуальный террор и использование смертников - за последнюю неделю третий раз, если я не ошибаюсь - говорит о том, что идет точечная, практически ювелирная работа с очень высокой организационной составляющей. Это все однозначно свидетельствует о том, что ситуация только обостряется".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ДАГЕСТАН: ПОТЕРИ БЕЗ ОБЪЯВЛЕНИЯ ВОЙНЫ
Подключая к своей деятельности террористов-смертников, члены бандподполья становятся трудной добычей для силовиков, полагает эксперт. "Нападения на блокпосты или взрывы машин требуют работы на каких-то конспиративных квартирах, может, даже где-то в лесном массиве. Работа несколько стационарна. А так как активность силовых структур по выявлению бандподполья накануне Олимпиады резко усилилась, боевики перешли на более сложную работу - через смертников, которых выявить непросто. Их необходимо выявлять через агентурную работу, а это сложно, - отвечает Фатуллаев. - Третий теракт с использованием смертника обозначает только одно - обострение ситуации".
А вот замминистра печати и информации республики Дагестан Расул Хайбулаев не согласен с доводом о росте террористической активности. Всех сомневающихся от призывает обратиться к статистике, которая, по его словам, указывает на спад взрывных настроений. "Таких проявлений гораздо меньше, чем было раньше. Исходя из цифр сравнения с прошлым годом, это наглядно видно, - отмечает Хайбулаев. - В республике правоохранительными органами, особенно ФСБ, проводится большая работа. Вы можете наблюдать, что часто приходят сообщения о задержании и "посадке" чиновников, глав администраций. Эти действия дают эффект - экстремистских проявлений и терактов стало гораздо меньше", - считает он.
Но в одном эксперты оказались солидарны: на ситуацию в регионе может очень сильно повлиять сирийский конфликт. Если война в Сирии все-таки начнется, то несколько тысяч наемников, которые сейчас сражаются против правительственных войск, хлынут на Северный Кавказ. Это может быть очень опасно не только для региона, но и для страны в целом.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ: ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ НА ПОРОГЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
"Все-таки в ближайшее время удар по Сирии будет нанесен, и боевики, являющиеся выходцами из Северного Кавказа, а там их до 2000 человек, перекочуют обратно сюда и создадут нам здесь проблемы, - предостерегает Милрад Фатуллаев. - Сирийские боевики северокавказского происхождения - дагестанцы, чеченцы, ингуши - вернутся сюда. Их будут вытеснять, и им некуда будет податься, кроме как в Россию. И произойдет это перед Олимпиадой. Несмотря на то что силовики и власть, прежде всего в Москве, хотят какого-то умиротворения в регионе, перед Олимпиадой все будет только обостряться".
"Немало ребят из Северного Кавказа, особенно из Дагестана, ушли воевать на стороне сирийской оппозиции. Их имена известны, - говоря о сирийской угрозе, уточняет Расул Хайбулаев. - И возникает вопрос: что будет, когда эти люди вернутся обратно? Будут ли они идентифицировать себя как граждане Российской Федерации или войдут в какую-то глобальную джихадистскую сеть? В данный момент это является определенной угрозой для Дагестана, для Кавказа, для России в целом".