Именно эти «бонды» еще до войны и падения экономического роста резко увеличили государственный долг. Облигации были проданы на площадке Лондонской Фондовой Биржи. Срок обращения евробондов составил пять лет с процентной ставкой 7,5 процента.
Как обещал тогдашний премьер-министр Грузии Владимир Гургенидзе, поступившие от облигаций средства должны были пойти на финансирование проектов строительства газохранилища в Грузии и ЛЭП для увеличения экспорта электроэнергии в Турцию.
А теперь грузинские власти торжественно сообщают, что газохранилище построит Государственная нефтяная компания Азербайджана SOCAR, вложив 40 миллионов долларов инвестиций. Проект же 400-киловольтной ЛЭП в Турцию стоимостью более 400 миллионов долларов будет профинансирован Европейским банком реконструкции и развития, германским банком развития и Европейским инвестиционным банком!
А где же вырученные от евробондов, по сути, уже занятые ранее 500 миллионов долларов?
Признавая, что внешний долг итак весьма высок, Мюллер все же считает неоправданным поддержание государством стабильного и слишком высокого курса лари. Да, платить в случае девальвации национальной валюты придется больше, но зато будет спасена экспортная экономика, размышляет он.
Сейчас, отмечает собеседник GeorgiaTimes, импорт слишком дешев и губит местный бизнес.
Однако в НБГ заявляют, что проведенного минимального обесценивания обменного курса уже было достаточно, чтобы ограничить импорт и помочь росту местной экономической активности. К сентябрю снизился торговый дефицит и вырос объем международных резервов до исторического максимума в 2 миллиарда долларов США, сообщает GHN.
Мюллер же не считает рост валютных резервов, пополненных после войны за счет кредитов международных финансовых организаций, подспорьем для экономики. «Резерв лежит в США, и нам не дали им воспользоваться, даже когда нужно было поддержать курс национальной валюты. Этот запас - по сути, часть того, что мы должны, и нам он не принадлежит».
В итоге на внутренних и внешних заимствованиях навариваются банки да чиновники. А даст ли эффект такая накачка денег в экономику - вопрос спорный. «Это как в казино: либо ты выиграл, либо прогорел», - считает Дитрих Мюллер.
По его словам, если в результате улучшения инфраструктуры («а дороги, надо отдать должное правительству строятся»), в результате либерализации экономики и популяризации инвестиционного климата в Грузии инвесторы придут сюда, то все эти заимствования оправдают себя.
Однако, отмечает Мюллер, сейчас все ожидают вторую волну кризиса, и мир еще несколько лет может оставаться в состоянии рецессии. И в этом случае вложения не принесут должной отдачи. А час расплаты по кредитам и облигациям придет.
«В этом случае Грузия может объявить корпоративный и государственный дефолт, как это было в Аргентине», - предупреждает экономист.
Саакашвили, видимо, достаточно азартный игрок, поставивший на карту экономику всей страны. Но стоит ли так рисковать? Везунчиком Михаила Николаевича после прошлогодней войны не назовешь.