Взорванный сегодня контрольно-пропускной пункт "Чермен" между Северной Осетией и Ингушетией давно вызывал негодование водителей, пассажиров и даже чиновников соседних республик. На нем скапливались километровые пробки, словно на государственной границе. С путников, желающих проехать вне очереди, собирали дань. Разумные предложения ликвидировать пост каждый раз отвергались ввиду неожиданных задержаний террористов доблестными полицейскими. Кто же сегодня "упразднил" КПП?
Мощность взрывчатки в багажнике "девятки", остановленной на КПП "Чермен" в полпятого утра, равнялась 50 килограммам тротила. После взрыва здание контрольно-пропускного пункта было полностью разрушено. На месте погиб младший лейтенант полиции, инспектор первого взвода третьей роты батальона ДПС ГИБДД МВД по Северной Осетии Заур Джибилов. Еще четверо полицейских были госпитализированы, в том числе прикомандированный из Ивановской области Евгений Корнеев и женщина-лейтенант полиции Нана Латишвили.
Водителя сразу же назвали самоубийцей-шахидом. Предположительно, именно он привел в действие взрывное устройство, когда понял, что досмотра избежать не удастся. Кем он был, выясняет следствие. Сообщается, что найдены кисти с пальцами смертника. Уцелели также номера автомобиля. Он зарегистрирован в Ингушетии, хотя владельцы по доверенности неоднократно менялись.
Этот пост в Пригородном районе Северной Осетии уже взрывали в 2010 году. Тогда тоже погиб один полицейский, двое получили ранения. Теракт устроил смертник-ингуш. На нем был пояс шахида мощностью от 600 до 800 граммов в тротиловом эквиваленте с поражающими элементами.
Но в этот раз силовики подозревают, что целью террористов был вовсе не пост "Чермен". Взрывчатку везли по направлению к Владикавказу. Судя по ее количеству, там планировался крупный теракт с гораздо большим числом жертв, чем в пять утра на загородном КПП.
По сообщению LifeNews, сразу после взрыва мимо развалин КПП проехали две машины, которые также могли перевозить взрывчатку. Однако это маловероятно: лавировать на большой скорости между бетонными блоками и горящей "девяткой" было бы затруднительно. Тем не менее в Северной Осетии усилены меры безопасности.
В Ингушетии также создан Оперативный штаб, который принял решение усилить режим несения службы сотрудниками правоохранительных органов. Предусмотрены выездные совместные посты правоохранительных структур на объездных дорогах, досмотр всего автотранспорта в ночное время.
Юнус-Бек Евкуров предположил, что взрыв мог быть направлен на дестабилизацию отношений соседних республик в связи с 20-летием осетино-ингушского конфликта в Пригородном районе.
А вот ингушские блогеры заподозрили в теракте руку спецслужб. "Действительно, всё как по сценарию на этом посту. Каждый раз стоит поднять вопрос о несуразности "черменского поста", как тут как тут подоспеет нечто, что вполне обоснует суразность поста и даже необходимость. Тогда, в июле, стоило вопрос уже на реальную плоскость вывести, как тут же две террористки-смертницы бдительными постовыми задержаны. Вот и сейчас, в очередной раз, пост доказал свою жизнестойкость...", - пишет tamerson. И не один он.
Вообще-то смертниц на КПП "Чермен" выловили не в июле, а в апреле. Но это и впрямь было весьма подозрительно. Как рассказывали очевидцы, "Мицубиси" с Заирой Акаевой и Залиной Габибулаевой тщательно досматривали сначала в присутствии общественности - любопытных и неравнодушных водителей соседних машин. Не найдя ничего подозрительного, людям объявили, что вышло недоразумение. А как только от "Мицубиси" все отошли, в багажнике вдруг нашлись провода, ведущие к взрывному устройству.
Это случилось вскоре после того, как Таймураз Мамсуров в прессе выступил за ликвидацию КПП "Чермен". "Я категорически выступал за то, чтобы эти посты сняли, потому что они все объезжаются, - заявил он в интервью "Русновости". - Если едут бандюги, они спокойно всегда пройдут мимо всяких постов".
В сентябре вопрос о "Чермене" поднимали чеченский и ингушский спикеры на встрече в Магасе. Дукуваха Абдурахманов и Мухарбек Дидигов высказались за ликвидацию КПП на границах субъектов Российской Федерации. Но особую обеспокоенность у них вызвал именно осетино-ингушский пост в Чермене, "где чаще всего совершаются правонарушения", как сообщали парламентские пресс-службы. Поскольку спикеры на сентябрьской встрече согласовывали совместные законодательные инициативы в Государственную Думу, они могли обсуждать и предложение об упразднении КПП.
И вот снова "Чермен" оказался на передовой борьбы с терроризмом. Несмотря на то что здание его полностью разрушено, теперь об упразднении пункта контроля на границе двух республик нет и речи. Министр внутренних дел по Северной Осетии Артур Ахметханов уже дал указание восстановить стационарный пост и продолжить несение службы.
Кроме того, этот взрыв обесценил недавний благородный жест главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, который открыл "горячую линию" для боевиков, желающих сдаться. Теракт показал, что тактика уговоров не действует. Нужны жесткие силовые меры, чтобы у профессиональных борцов с терроризмом была работа.
Светлана Болотникова