Известный азербайджанский тележурналист Чингиз Мустафаев (Фуат-оглу), докладывая Муталлибову о полете на военном вертолете в Ходжалу, отметил: "Заснять на пленку трупы в Ходжалу не удалось, потому что убитых там не было в помине..." (К.Столяров. Распад: От Нагорного Карабаха до Беловежской пущи, Москва, 2001, стр. 253-255).
Да, армянской стороне не удалось обеспечить полную безопасность жителям поселка: после окончания операции Спасательный отряд Арцах обнаружил в Ходжалу 11 трупов мирных людей. Однако остальные люди погибли в пригороде Агдама, на территории, до лета 1993 года подконтрольной вооруженным силам Азербайджана.
Вот как описывает это командир вертолетной эскадрильи ВС СНГ Леонид Кравец: "26 февраля я вывозил раненых и возвращался обратно через Аскеранские ворота. В глаза бросились внизу какие-то яркие пятна. Снизился, и тут мой бортмеханик закричал: "Смотрите, там женщины и дети". Да я и сам уже видел около двухсот убитых, разбросанных по склону, среди которых бродили люди с оружием... Как считается, то были беженцы из Ходжалу. Где-то за 800 метров до передовых азербайджанских постов их ждала засада". (Ходжалу. Хроника геноцида. Составитель - Эльмира Ахундова. "Азербайджанское государственное издательство", Баку, 1993, стр. 124).
Давайте сравним. Убитые, по словам пилота, находились примерно в 800 метрах от передовых постов Агдама. Несмотря на то что эта цифра преувеличена (восемьсот метров от окраинных домов Агдама, а не от передовых постов), даже этого расстояния было бы достаточно, чтобы малочисленные армянские подразделения не могли там "бродить" и чувствовать себя спокойно - местность в этой части НКР равнинная, без естественных укрытий, а современное стрелковое оружие прицельно стреляет на гораздо большее расстояние.
Существуют еще интересные воспоминания азербайджанских вояк: "Мы с частью жителей Ходжалу дошли до (армянского) села Нахиджеваник, надеясь найти здесь пристанище. До этого по рации нам сообщили, что это село отбито у боевиков. Раздались первые выстрелы... Завязался короткий бой, в ходе которого нам удалось пробить этот заслон..." (Ходжалу. Хроника геноцида. Составитель - Эльмира Ахундова. "Азербайджанское государственное издательство", Баку, 1993, стр. 31-32). Как видим, агдамцы попросту обманули ходжалинцев, направив их в сторону армянского села Нахиджеваник и спровоцировав таким образом столкновение с охраняющими деревню армянскими постами обороны. Замечу, ни тогда, ни после Нахиджеваник в руки противника не переходил. Армянские ополченцы подтверждают: группа отходящих ходжалинцев неожиданно свернула в сторону Нахиджеваника и застала врасплох обороняющих деревню сельчан. В результате этого столкновения погибли двое и были ранены 10 защитников села. Факт обмана ходжалинцев подтверждается и рассказом мэра Ходжалу Э.Мамедова (Заур Кадымбеков. Трагедия Ходжалу, "Правда", 07.03.1992; см. также Ходжалу. Хроника геноцида, стр. 29). Наконец, очень важное свидетельство еще одного бандита из Ходжалу С.Аббасова. Он рассказывает, что во время боя с постами обороняющих Нахиджеваник "с большим трудом, с помощью подоспевших агдамцев, нам все же удалось пробиться" (Москва. "Megapolis-Exspress", № 17, 1992).
Итак, "агдамцы подоспели", то есть выдвинулись вперед. Причем, напомню, "подоспели" надолго, вплоть до лета 1993 года, когда и эта местность, и собственно Агдам были освобождены от азербайджанских войск. А тогда, в феврале 1992 года, в кромешной темноте шли ходжалинцы навстречу своей смерти. Не мудрено, что покинувшие укрепленные позиции, что предполагает их нервозность, и "выдвинувшиеся" вперед агдамцы могли принять их за наступающих армян. Кстати, именно такое предположение сделал в своем сообщении в "DR-PRESS" азербайджанский журналист Чингиз Фуат-оглу. Начавший журналистское расследование, он был убит на том самом месте в Агдаме, где нашли свой конец десятки ходжалинцев.
У меня нет сомнений, что жителей Ходжалу расстреляли в Агдаме азербайджанские военнослужащие. Не исключаю, что это было непреднамеренно и огонь был открыт ошибочно. Однако все дальнейшие манипуляции с трупами мирных людей, равно как и осквернение некоторых трупов, стали частью хладнокровно задуманной пропаганды по очернению доброго имени армянского воина и армянского народа в целом.
Рассказал Левон Мелик-Шахназарян
Беседовал корреспондент