Полпред в Северокавказском федеральном округе Александр Хлопонин бежит в столицу. Красноярского менеджера, возможно, заменит Рашид Нургалиев, которому пророчат отставку с поста министра внутренних дел. Это означает, что политику пряника по отношению к Кавказу сменят на кнут. Кроме того, округ укрупнят, разбавив национальные республики не только Ставропольем, но Краснодарским краем и Ростовской областью. Возвращение на круги своя - закономерный результат непродуманных кавказских стратегий.
Аппарат полпредства в Южном Федеральном округе, как стало известно журналистам, готовится к расформированию. Ростов и Краснодар с Адыгеей перейдут в СКФО, а Волгоград, Астрахань и Калмыкия — в Приволжский округ. Полпред Александр Хлопонин, отслужив на Кавказе, поедет работать в Москву. А на его место в укрупненный округ может придти Рашид Нургалиев, глава МВД России. Только базироваться он будет не в Пятигорске, а в Ростове.
Перемены произойдут, как ожидается, уже в мае. Стремительность решений удивляет, но сама логика развития событий на Кавказе была предсказана заранее. Тот же Владимир Путин, во время предвыборной гонки посетивший Пятигорск, обещал в скором времени глобальные изменения, так как убедился в неэффективности управления регионом.
"Кормление Кавказа" не привело к созданию сильной экономики, как это планировал "эффективный управленец" Хлопонин. Оно не ослабило террористическую угрозу, но зато привело в негодование другие российские регионы, которые не меньше нуждаются в дотациях.
Больше всего созданием СКФО, выделившегося из ЮФО, был недоволен Ставропольский край. Он оказался в округе один на один с национальными республиками и выглядел, как отрезанный от России ломоть. Русские стали мигрировать на север, чтобы не оказаться в ситуации, в которой были славяне в дудаевской Чечне.
Теперь на Кавказ могут вернуться силовики, а к СКФО прибавится 11 миллионов русскоязычных краснодарцев и ростовчан. В Кавказской казачьей линии переформатированию округа рады, потому что это поможет преодолеть упаднические настроения. "Краснодар и Ростов — богатые регионы, плюс зерновые возможности Ставрополья. Все равно у Ростова и Краснодара тесного взаимодействия с Астраханью и Волгоградом никогда не было. С Югом и "банановыми" республиками — было, — заявил источник GTimes в казачьем обществе, добавив, что столицу округа лучше было бы расположить в Ставрополе. - Приедет инвестор в Ростов — и будет окружен губернатором Ростовской области, а он сможет повлиять на решение, где вести бизнес".
Политолог, председатель Общественной палаты Ставрополя Сергей Попов считает возвращение Ростова и Краснодара вполне логичным итогом хлопонинской деятельности. "В 2005 году, будучи сотрудником полпредства, я готовил Форум народов Кавказа в Сочи. Вот в это время полпреда генерала Виктора Казанцева поменяли на Владимира Яковлева, бывшего мэра Санкт-Петербурга. При этом Путин говорил, что военная фаза на Северном Кавказе закончилась, и мы приступаем к мирному строительству. Но с тех пор ситуация не улучшилась, — заявил эксперт в интервью GTimes. - Идет передислокация войск, и каждый день проводятся контртеррористические операции в Дагестане, Кабарде, Чечне тоже неспокойно. Так что идея, которая была заложена в Северо-Кавказском федеральном округе — через Стратегию социально-экономического развития быстро решить проблемы, за два года не оправдалась. Это не только я говорю. Недавно в Пятигорске была конференция, которую проводил Институт экономической политики имени Гайдара. Они критиковали эту стратегию с самого начала. Я тоже прямо сказал Хлопонину, что стратегия написана "на коленке"".