Попов подчеркивает, что у Хлопонина был административный ресурс, которым он воспользовался "процентов на пять", но не было средств на реализацию задуманного. Например, декларировалась поддержка русского населения для пресечения дерусификации Северного Кавказа, но "ничего не сделано, ни копейки не выделено, да и правовой базы для этого нет, потому что у русских нет конституции". Зато другие автохтонные народы в СКФО вообразили себя хозяевами всего округа и на Ставрополье устраивали победную лезгинку.
"Поэтому на сегодняшний день совершенно понятно, что опыт образования СКФО оказался неудачным", — уверен политолог.
Возвращение Ростова и Краснодара с Адыгеей в укрупненный регион со столицей в Ростове, по его мнению, — это самая удобная конфигурация, которая была и в Советском Союзе, и до него. "Если вы посмотрите экономическое районирование, во всех научных статьях и чиновничьих документах, вы сломаете глаза. Потому что одни считают Северный Кавказ в старой конфигурации с Ростовом, другие Северным Кавказом считают только республики, если политические исследования проводят. То есть, никаких правил игры не установлено. Последняя Федеральная целевая программа касалась только республик Северного Кавказа с Адыгеей. ФЦП действует, а Адыгея в Южном округе оставалась. Так что возвращаемся к старому районированию".
На вопрос, а как же идея провести Олимпиаду-2014 года в округе, не имеющем ничего общего с терроризмом, Сергей Попов ответил, что этот маневр себя все равно не оправдал. Террористическая активность на юге только выросла и географически осталась близка к Сочи.
Придется вернуться к силовым методам, поэтому Нургалиев будет на Северном Кавказе весьма кстати. Но правильно ли отказываться от умиротворения рублем? Сергей Попов полагает, что надо сочетать оба метода. "Питательной средой для терроризма является коррупция чиновников. Расслоение в республиках происходит, и люди уходят в горы. Это ведь не внешнее влияние, не Саудовская Аравия так влияет. Идет расслоение элит по религиозному принципу. А самое главное, отчуждение от основной массы населения, как в Дагестане, например. Там же в горах есть нечего. А в Махачкале дворцы строят.
На Кавказе коррупция принимает самые уродливые формы. А в этом отношении навести порядок, проворовавшуюся элиту прижать федеральный центр не может, потому что так по всей России. Сначала надо навести порядок в Москве, где идут основные откаты из тех субсидий, которые выделяются на Кавказ. Ну, а политика выделения больших денег, вы знаете, чем закончилась: манифестациями в Москве "Хватит кормить Кавказ". Институт Гайдара тоже приходит к выводам, что рублем там ничего не сделаешь. Это просто покупка лояльных элит. Если подытожить, экономическая стратегия провалилась, возвращаются силовики. Это нужно и новому президенту, который хочет ослабить давление снизу реформаторскими проектами. А если оппозиционные настроения по всей России будут усиливаться, то на Юге будет усиливаться террористическая активность, и стране скажут: "Какие могут быть оппозиционные дела, когда тут война".