23 сентября в военном госпитале имени Вишневского скончался от инсульта экс - министр обороны РФ, генерал армии Павел Грачев. Его роль в новейшей истории России и постсоветского пространства обширная, неоднозначная и противоречивая. Грачеву ставят в вину и расстрел Дома Советов, и коррупцию в армии. Предельный максимум критики Павел Грачев получил за свои действия на Кавказе. Память обо всем этом преследует «генерала - вояку» и после его кончины.
Стоит сказать, что многие российские военные неоднократно защищали Грачева от нападок , в частности, от клички «Паша - мерседес». Генерал Геннадий Трошев, бывший командующий Объединенной группой войск в Чечне, в своих мемуарах отмечал: «Во многом благодаря Грачеву армия не рассыпалась в прах в начале 90-х. Военные знают и помнят, что именно Павел Сергеевич понапридумывал массу "хитростей", чтобы увеличить денежное довольствие офицерам: то надбавка за "напряженку", то пенсионные "накрутки", то оплата за "секретность" и т. п. А разве не он не дал крушить армию под видом военной реформы, как того требовали младореформаторы? Уступи он тогда в главном, не было бы сегодня у России армии, как нет у нее, по большому счету, экономики.Это не мое мнение, так считает большинство моих сослуживцев, тех, кто носил и носит погоны» Но Геннадий Николаевич не идеализировал Грачева .В частности, Трошеву не понравилось, что в начале Первой чеченской войны Грачев «свой бесценный афганский опыт спрятал в запасник музея» В 1995 году Трошев, оказавшись по воле случая в заложниках у Масхадова, признал, что чеченский командир вел себя с плененным генералом «гораздо честнее, чем свой собственный министр обороны». Отправляя Трошева в Чечню, Грачев знал, что дудаевцы возьмут того в заложники, и не предупредил подчиненного об этом. Сам Масхадов в беседе с Трошевым назвал такие недоговоренности Грачева «темными играми», с чем сам Трошев не мог не согласиться.
Пожалуй, предельный максимум критики «генерал - вояка» испытал на себе за свои действия на Кавказе, в частности, в Абхазии и Чечне. Память о его действиях на Кавказе преследует покойного генерала даже после смерти. В день кончины Грачева подконтрольные Саакашвили грузинские СМИ устроили покойному посмертную обструкцию, припомнив ему и Абхазскую войну, и первую чеченскую кампанию, и даже Афганистан. Особенно досталось Павлу Сергеевичу от грузин за его личные теплые отношения с Шеварднадзе.
Читайте также Абхазская война. Взгляд из Сухума
О следе, который оставил генерал Грачев на постсоветском Кавказе, с Gtimes беседовали непосредственные свидетели и очевидцы того времени.
Алексей Ващенко, абхазский журналист и политолог, ветеран Абхазской войны 1992 -93 годов.
На первом этапе Абхазской войны Ельцин оказывал помощь Шеварднадзе. Российская сторона передавала Грузии оружие, Потийская флотилия помогала с высадкой грузинского десанта в Гаграх и так далее. После неудачного выступления грузинской армии в январе 1993 года ситуация переломилась в пользу Абхазии. Тогда Ельцин изменил свои намерения, и дал соответствующие приказы Грачеву. Грачев в начале 1993 года приехал в Гудауту, встретился с Владиславом Ардзинба, и стал заводить контакты с абхазской стороной. Тем более, что еще в 1992 году часть российских генералов ВДВ, которые хорошо знали Грачева, а также часть старших и высших офицеров российского Генштаба поддержали Абхазию, а не Грузию. Тем самым, в недрах Минобороны РФ создавалась оппозиция Павлу Грачеву и его начальнику - президенту Ельцину. Снижению напряжения внутри военного ведомства РФ помог перелом