"В нашей республике до сих пор считается, что парень обязательно должен отслужить. Конечно, многое сегодня меняется, и служба в армии стала меньше интересовать молодых людей. Нынче моднее получить обязательно диплом о высшем образовании, желательно красный, чтобы вся родовая династия, вплоть до бабушек в пятом колене, обсуждала, что "у Патимат и Магомеда сын закончил юрфак с красным дипломом". Почему дагестанские ребята рвутся в армию? Потому что у нас устроиться на более-менее приличную работу без военного билета просто невозможно".
С такого откровенного рассказа началась наша беседа с Маратом Б. (фамилию по просьбе героя публикации мы не указываем). Как и любому типичному дагестанцу, Марату повезло - он отслужил. Правда, чтобы попасть в армию, молодому человеку пришлось изрядно попотеть. А если быть точнее, потратиться. "Конечно, конкретных имен, званий и людей никто вам называть не станет - всё-таки это Дагестан, тут своих не сдают. Каждый, даже через троюродного племянника двоюродного дяди, друг другу родственник, односельчанин или однокурсник двоюродной сестры, которую сам человек, может, и видел всего раз в жизни. В общем, вот так всё сложно, а с другой стороны, для дагестанцев это стандартная система", - говорит Марат.
"Что касается армии, то попал я туда за деньги, - продолжает наш герой. - Правда, мне еще повезло - финансово я легко отделался: заплатил всего (!) 35 тысяч знакомому в органах, он давний друг моего отца. Когда-то отец помог его сыну выбраться из мест не столь отдаленных по условному сроку. Так вот я и попал в армию!".
Однако на этом армейские страсти дагестанца не закончились. На службе молодой человек подрался с местным "дедом". В завязавшейся драке Марат, физически лучше подготовленный, выбил сослуживцу два зуба. В итоге его отправили в дисбат: "На основании, как там было написано, "за жесткое избиение сослуживца". Хотя никакого избиения не было, просто дал ему по лицу за то, что без оснований придирался и делал замечания. Просто ни за что, просто за то, что я был с Кавказа. Сам нарвался, вот я и вскипел. Сами понимаете, горячая кавказская кровь (улыбается)".
РАНЕЕ МЫ ПИСАЛИ: ДАГЕСТАНСКИЙ БАТАЛЬОН КАК СМЕРТНЫЙ ПРИГОВОР
О том, что "вскипать" не нужно было, и уж тем более выбивать человеку зубы, Марат говорить не стал. В итоге его приговорили к 9 месяцам пребывания в дисциплинарной части "за неуставные отношения". "Кое-как решили эту проблему, но вот до сих пор не могу военный билет забрать - не отдают!" - резюмирует Марат. Возникает вопрос "Почему?". На него Марат отвечать отказался.
"Чтобы не возникало кривотолков, мы делаем призыв прозрачным!"
К началу осенне-зимнего призыва 2012 года в Дагестане насчитывалось свыше 35 тысяч молодых людей, чей возраст достиг призывного, сообщил военный комиссар Республики Дагестан Даитбег Мустафаев. Если исключить из этого числа тех, кто по состоянию здоровья или по другим объективным причинам не подлежит военной службе, то армии дагестанцы могут предложить порядка 16-17 тысяч человек. "Естественно, все они в армию не пойдут, - отмечает Мустафаев, - Наряд, который был установлен на текущий призыв, первоначально составлял чуть более 200 человек. Этих людей мы уже отправили в войска. Затем, в начале декабря, мы получили указание от штаба округа с требованием отправить дополнительно до конца этой призывной кампании еще 400 человек. Отправили. Сейчас они уже в армии".
Главный вопрос, который интересует сегодня всех: правда ли, что сокращение призывников из Дагестана связано с высоким уровнем недисциплинированности молодых дагестанцев? С таким тезисом военачальник отчасти согласился. "Действительно, ситуацию с дисциплиной наших призывников я бы охарактеризовал как очень плачевную. Даже если взять пример этого призыва. В начале ноября мы призвали в одну из воинских частей, дислоцированных в Челябинской области, около 50 призывников. Уже через 10-12 дней командование части начало жаловаться, что часть новобранцев из нашей республики, примерно 10-15 человек, плохо себя ведет. Они отказываются выполнять требования устава, ссылаясь на каноны ислама и т.д. После этого я вызывал к себе родителей этих молодых людей и в их присутствии по телефону разговаривал с этими ребятами и их командирами. В ходе разговора они признали, что и полы надо мыть, и за собой убирать, и постель заправлять".
Полы: мыть или не мыть?
Весьма интересно мнение на сложившееся отношение к дагестанским призывникам со стороны солдат и вообще всей общественности других регионов России. Глава Дагестана Магомедсалам Магомедов отметил, что хоть дагестанцам и не нравится мыть полы в казармах, они будут подчиняться уставу. "Конечно, не нравится дагестанцам мыть полы, это не в наших традициях. Нашим мужчинам этот труд не прописан. Но надо понимать: тот, кто идет в армию, должен подчиняться уставу. Если по уставу тебе положено мыть полы - значит, ты должен мыть полы, - сообщил он в интервью газете "Известия". - У нас есть допризывная подготовка. Мы ведем в каждой школе работу на этапе призыва. К разъяснительной работе подключены огромное количество ветеранов Вооруженных сил, общественные организации, например, Комитет солдатских матерей. Но сейчас эта работа почти остановилась - некого готовить, призыва практически нет. Из этих 15 тысяч молодых призывников мы будем отбирать лучших. Но и квота должна быть увеличена хотя бы до 3-5 тысяч человек, а не 200 человек. Мы все время ведем переговоры с Министерством обороны. Я лично встречался с бывшим министром обороны Анатолием Сердюковым, но, к сожалению, не нашел понимания. Очень надеюсь, что новый министр обороны Сергей Шойгу пересмотрит эти позиции!". При этом сам Магомедов признает факт того, что в Дагестане родители молодых людей дают взятки военным чиновникам, чтобы молодого человека взяли в армию.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ: ДАГЕСТАНЦЫ: ВМЕСТО ЛЕСА - В АРМИЮ
В свою очередь Сергей Шойгу пересмотрел позиции. И вынес свое, волевое министерское решение. Новоиспеченный министр обороны согласился увеличить призыв из Дагестана. В 2013 году в армию пойдут четыре тысячи дагестанцев. В планах республики увеличить их число до 10-20 тысяч человек в год. Дагестанцам радость, а остальным?
Кавказский гнев вызывает предвзятость?
Оправдывать бойкот, объявленный в свое время Министерством обороны дагестанским призывникам, повсеместно и по всем статьям нельзя. Корреспондент "Большого Кавказа" в частных беседах с уже отслужившими молодыми людьми и в обсуждениях с чиновниками убедился, что проблема недисциплинированности дагестанских призывников преувеличена. Хорошо известны примеры предвзятого отношения к военнослужащим из Дагестана со стороны командиров. "Я думаю, такая проблема тоже есть. Это встречается на уровне командиров низового звена - командиров взводов, рот. Не могу сказать, чем это обусловлено, возможно, тем, что они мало знают о Северном Кавказе", - считает комиссар Дагестана Даитбег Мустафаев.
Отчасти это вызвано еще и тем, что в обществе, к сожалению, основательно засели представления о том, что принципиально все дагестанцы - дикие, невоспитанные драчуны, которых попросту не нужно выпускать за пределы республики. А сколько было на этой почве националистских провокаций и выступлений со стороны русских солдат, командиров и офицеров, никто теперь точно и не скажет. Виноватых можно найти с обеих сторон. С одной - горячие, неспособные обуздать свой нрав дагестанцы, которые зачастую действительно бесчинствуют в армии, навязывают людям свои, никому непонятные порядки, отказываются служить по правилам. Как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не лезут. С другой стороны, это затуманенное, введенное в заблуждение сознание жителей других регионов России. Нерадивые средства массовой информации уже давно заложили в их головы резко негативный образ кавказца. СМИ в любом преступлении ищут не пути предупреждения нарушения закона и справедливое наказание для преступника, а роются в его национальной принадлежности, устраивают провокации на почве межнациональной неприязни. Это именно та реальность, в которой нам приходится жить.
Служить или нет?
Другой молодой человек, с которым нам удалось поговорить на тему призыва в армию дагестанцев, сейчас как раз служит в вооруженных силах нашей страны. Аскер Иманалиев служит где-то под Питером уже полгода. Парню тоже повезло - в армию попал через знакомства отца и дяди. Хотя и это не спасло семью Аскера от финансовой "благодарности" помощникам: "Попасть в армию дагестанцу нереально - это факт! Я сам через всё это прошел! - рассказывает Аскер Иманалиев. - Отец даже говорил мне: "Да зачем тебе эта армия. Закончи университет, устроишься на работу! Женим тебя, и пойдет жизнь хорошо". Это у нас так все сейчас делают: универ - работа - женитьба - жизнь. Вуз я окончил, почти с отличием. Учился сам, "толкнул" пару экзаменов, и всё! Но от армии отказываться не собирался, потому что я знал, что без военного билета на нормальную работу я не устроюсь".
На вопрос, какую работу молодой человек считает "нормальной" последовал следующий ответ: "Такую, чтобы с перспективой сделать карьеру и стартовой зарплатой не меньше 20 тысяч. Многие мои друзья, кто отслужил и получил военный билет, после службы в армии устроились на хорошую работу, продвигаются. Конечно, устроились они на эту работу тоже не потому, что они такие умные, талантливые или ещё что-то. Деньги и военный билет всё решили. Это правда, в которой живет вся дагестанская молодежь".
Мы провели опрос среди завсегдатаев интернет-пространства и попросили их рассказать нам, почему же всё-таки дагестанцам так сложно попасть в армию. Напоследок приведем один из комментариев в популярной социальной сети. "Мой близкий родственник работает в военкомате. Раньше призыв по Дагестану был порядком несколько тысяч человек. На сегодняшний день призыв сократили до нескольких сотен человек. Не хотят дагестанцев брать в Вооруженные силы России, и всё! Бездельничают они там зачастую. А теперь посчитайте, почему дагестанцам достаточно тяжело попасть в армию: желающих много, а мест нет. Поэтому военкоматы и захлопывают двери перед носом потенциальных призывников".
Мурад Абдуллаев