Рамзан Кадыров торжественно пообещал ревизорам Счетной палаты, что через пять лет Чечня станет регионом-донором. Этот же срок чеченцы указывали и в прошлом году, добиваясь финансирования программы экономического развития еще на пять лет. Федеральный центр отказал. За счет чего же Чечня совершит рывок от дотаций, составляющих 80 процентов республиканского бюджета, до донорства?
Рамзан Кадыров намерен восстановить экономику Чечни за пять лет. В прошлом году этот срок уже назначал министр финансов Чечни, вице-премьер правительства Эли Исаев. Он заявлял, что дотации республике раньше, чем через пять лет, убирать нельзя. Сначала надо восстановить реальный сектор экономики. Только тогда Чечня сможет кормить Россию.
Прошел год, и вот Кадыров опять говорит о пятилетке. Можно предположить, что это будет сказано и в следующем году. Ведь Минрегион и Минфин забраковали программу экономического развития республики на 2013-2017 годы. За предыдущие пять лет, с 2008 по 2012 год Чечне по такой программе было перечислено более 100 миллиардов рублей. На них были восстановлены в основном социальные объекты и жилье. А нужны еще и предприятия реального сектора экономики.
Кадыров долго обивал пороги федеральных министерств, и в начале июня этого года министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что быстрая отмена прямых траншей под конкретные проекты плохо скажется на выполнении обязательств республики.
То есть деньги Чечне дадут, но их объемы будут сокращаться. На что же тогда проводить "пятилетку индустриализации"? Во время торжественного ужина для участников Всероссийского совещания глав Счетных палат России у него в грозненской резиденции, Кадыров упомянул о "взаимопонимании с руководством государства" и о договоренностях "со многими инвесторами", в том числе иностранными. В частных инвесторов, которые не просто готовы, а уже обязались вложить что-то в Чечню, верится с трудом. Есть исключения - богатые чеченцы, как Руслан Байсаров, выделивший средства на курорт "Ведучи", и то под госгарантии. А так основным источником экономического подъема останется, очевидно, "взаимопонимание с руководством".
После того как Кадыров восстановил Грозный, ему стал доверять даже председатель Счетной палаты России Сергей Степашин. Он и предложил повести совещание в Грозном, "чтобы представители других регионов воочию убедились, как можно достаточно эффективно осваивать бюджетные средства, тем более, что бюджет республики Министерством финансов России признан сегодня самым прозрачным и эффективным".
Читайте также: Чеченский эффект на 95 миллионов
Впрочем, признание чеченского бюджета лучшим было связано, по словам экономиста Никиты Кричевского, с тем, что его дефицит в прошлом году сократился в три раза, и эту динамику отметил Минфин. По абсолютным показателям республика не так уж и эффективна.
"Возможно, Чечня и станет донором, но я не знаю, за счет каких проектов. Пока же, когда 80% бюджета приходит из Москвы, об этом можно только мечтать", - отметил Кричевский в комментарии корреспонденту BigCaucasus.
На самом деле, планов у Чечни громадье. Нужны инвесторы для строительства каскада ГЭС на реке Аргун, завода по производству светодиодных приборов, объектов агропромышленного комплекса. Вот-вот "Роснефть" должна начать строительство нефтеперерабатывающего завода, который так долго лоббировал Кадыров.
Хочется республике иметь свой кожевенный завод, обувную фабрику, шесть солнечных электростанций, ветропарк. Всего на сайте Министерства промышленности и энергетики Чечни указаны 19 инвестиционных проектов. Большинство из них предложены для включения в госпрограмму "Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года". Сколько пятилеток пройдет, пока эти планы осуществятся?
Есть и задачи на более короткий срок. К 1 сентября в рамках республиканской целевой программы "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в районах Чеченской Республики на 2013-2017 годы" откроется мясокомбинат в Гудермесе. По этой же программе должны быть восстановлены и переоснащены консервные цеха в селе Мескеты Ножай-Юртовского района и в станице Наурская. Планируется построить цех по отжиму растительного масла и комплекс сортового помола зерна в Надтеречном районе, цех по производству солений, квашений и сушки моркови в Урус-Мартановском и Ачхой-Мартановском районах, цех по производству пищевых полуфабрикатов в Шелковском районе, цех по производству сухофруктов в селе Ведено.
Уже функционирующие предприятия тоже могут увеличить выпуск продукции. Так, Чеченавто, где собирают автомобили "Лада Приора", планирует укомплектовывать по 50 тысяч машин в год. Сельхозпредприятия, а их в республике до 200 (госхозы, госплемзаводы, птицефабрики, агрокомбинаты), смогут обрабатывать больше земли, как только поля очистят от мин. "Прибавьте к этому числу сеть фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, задействованных в агропромышленном комплексе республики, и миф о том, что "хватит кормить Чечню", нервно отойдет в сторонку", - написал Кадыров в своем блоге два дня назад.
Потенциал для экономического рывка у Чечни, как видим, есть. Но в виде проектов, рассчитанных на господдержку, он есть у любого региона России. Просто "любому" не дадут, а республике, в которой, по словам Степашина, "максимально эффективно осваиваются выделенные из федерального бюджета средства", дадут. Хотя по большому счету Чечня вовсе не перестала быть "черной дырой", и многие ее уроженцы, несмотря на недавнюю разруху, настоящие богачи на фоне населения российских регионов.