Епитимья на 40 дней для атамана Терского казачьего войска Сергея Клименко может окончиться его отставкой. Соответствующую процедуру уже инициировали атаманы, которым не удалось взять верх на отчетном круге 14 сентября. Теперь они решили действовать через представителей президента России. В то же время половина казаков остается на стороне Клименко, и с их подачи московские собратья пожаловались патриарху РПЦ на ставропольского митрополита, наложившего епитимью на атамана. Чем вызван раскол в Терском казачьем войске, разбиралась корреспондент BigCaucasus.
Терское казачье войско (ТКВ) раскололось на два враждебных лагеря. "У нас тут война. И все из-за того, что ни ставропольским властям, ни властям в СКФО не нужно сильное казачество", - объясняют источники BigCaucasus в войске.
Вчера ставропольские казаки инициировали процедуру отставки атамана войска Сергея Клименко, временно отстраненного от своих обязанностей... митрополитом Ставропольским и Невинномысским Кириллом. Священнослужитель на казачьем круге 14 сентября разнес в пух и прах годовой отчет атамана и наложил на него епитимью в виде 40 дней поста и уединения. Казаки митрополита освистали и большинством голосов оставили Клименко на атаманском посту. Но преимущество его сторонников было не слишком убедительным - 174 голоса "за" при 171 "против".
Недовольные на этом не угомонились, и вчера руководители некоторых подразделений войска обсуждали, как лучше избавиться от опостылевшего предводителя. По словам атамана ставропольского казачьего округа Александра Фалько, решено было созвать совет атаманов, который назначит дату внеочередного круга, посвященного отставке Клименко "из-за ненадлежащего исполнения им обязанностей атамана войска".
Вчера же вечером было опубликовано еще одно казачье заявление против Клименко. С открытым письмом председателю Совета по делам казачества при президенте РФ Александру Беглову и полпреду в Северо-Кавказском федеральном округе Александру Хлопонину выступило Пятигорское районное казачье общество ТКВ. В нем утверждается, что по итогам года работы Клименко на своем посту поставлено под вопрос само существование войска.
Особо недовольны авторы письма обстановкой на том самом круге 14 сентября. Вместо предусмотренных 400 участников на него собрались более 550-ти человек, около 200 из которых не были зарегистрированы. Приглашенные гости - казаки-осетины преклонного возраста - остались стоять вдоль стен, а почетные места заняли "вечные оппозиционеры" да "язычники-нехристи". Утверждается, что именно благодаря таким делегатам команда Клименко победила при голосовании.
"Но более всего мы, казаки Пятигорского РКО СОКО ТВКО, возмущены той вакханалией, которая разыгралась на Круге во время выступления митрополита Кирилла. Свист, шум, выкрики с места, которые допускались даже людьми преклонного возраста на глазах казачьей молодежи, на глазах гостей из кавказских республик, не были остановлены атаманом, - говорится в открытом письме. - Нам стыдно перед представителями Чечни, КБР, Дагестана, присутствовавшими на Круге и наблюдавшими, как разнузданная орда, именуемая "казаками", освистывала митрополита Кирилла".
Помимо этого, авторы письма обвиняют Клименко в невыполнении обещаний по контрактам с министерством обороны, по формированию дружин и открытию кадетского корпуса в Пятигорске.
"Фактически атаман Клименко из лидера прогосударственной силы, обеспечивающей стабильность и порядок на Кавказе, превратился в одного из самых одиозных лидеров оппозиции, чья деятельность напрямую противоречит государственным интересам России", - вбили последний гвоздь в крышку гроба авторы письма.
Еще летом ставропольская краевая власть намекнула, что Клименко, которого она так проталкивала на место ушедшего в отставку Василия Бондарева, ей больше не угоден. Это случилось вскоре после скандальной челобитной Терских казаков президенту России, в которой они просили 100 тысяч гектаров сельхозугодий, Кизлярский коньячный завод и "Кавминкурортресурсы" в свое управление. Не попросили лишь свечной заводик в придачу. Но и заявленного хватило, чтобы посчитать Сергея Клименко слегка обнаглевшим. Некоторые участники того круга, резолюция которого была обращена к Владимиру Путину, тут же постарались от нее откреститься. А когда на Ставрополье грянул еще и скандал с изнасилованием "казака" дагестанцем, только ленивый не попрекнул Клименко в бардаке, который он развел в войске.
Так что перед годовым отчетным кругом обстановка в ТКВ уже была напряженная. Но далеко не все сваливают казачьи проблемы на атамана. Многие его поддерживают, полагая, что палки в колеса ему вставляет власть, и она же провоцирует скандалы вокруг казачества. Поэтому после наложения на атамана епитимьи казаки выступили против митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла. Накануне было опубликовано письмо патриарху всея Руси Кириллу с просьбой отстранить митрополита-тезку от должности председателя Совета РПЦ по взаимодействию с казачеством. От имени казаков Москвы священник - подъесаул Дмитрий Ненароков написал, что на Терского, а также на трех атаманов других войск России, епитимьи накладываются не по правилам церкви, не на тайной исповеди, и таким образом совершается кощунство. "Более того, митрополит должен благодарить Атамана за то, что он, желая сохранить авторитет Церкви, промолчал на Круге о вопиющих фактах присвоения митрополитом Кириллом собранных на храм казачьих денег", - говорится в письме от имени московских казаков.
Там же подчеркивается, что митрополит не имел никаких полномочий отстранять Клименко от власти: "Казаки - это государевы люди, а не послушники. Митрополит Кирилл узурпировал власть Президента и государства в целом, тем самым подставив нашу святую Русскую Православную Церковь под удар неприятия и протеста казачества против несправедливости". В связи с этим его святейшество призвали исцелить "глубочайшую кровоточащую рану, которая расширяется и углубляется с каждым днем".
Главная схватка в этой войне внутри Терского казачьего войска еще впереди. На стороне противников Клименко местная митрополия и власть. На стороне приверженцев - московские казаки и рядовые члены ставропольских обществ. Они, как выяснилось, даже не всегда в курсе обращений, которые выпускают их же атаманы. Так, о письме Беглову и Хлопонину, состряпанном вчера на скорую руку, многие горячеводские казаки и не знали. Об этом корреспонденту BigCaucasus сообщил атаман Владимир Уклинов, представитель другой казачьей структуры, не входящей в реестр и в Терское войско - Ставропольского казачьего войска. "Почему пятигорские атаманы не спросили разрешения у казаков? Они в темный вечерочек шабаш сделали. Потому что они знают, что казаки их не поддержат", - полагает он.
Неприятие Клименко близкими к власти казаками Уклинов объясняет просто: атаман коснулся запретной темы - земельного вопроса. "Все земли продали, и казакам теперь нечего дать. А кто здесь хозяин земли? Мы, казаки. Но возьмите, к примеру, Новоалександровский район. Плодородные земли скуплены даргинцами. Что нашим детям останется?" - вопрошает казак.
На взгляд Уклинова, вмешательство церкви в дела казачества не только нарушает церковные и войсковые правила, но еще и грозит межконфессиональному миру на Кавказе. "Почему мы говорим об одном лишь вероисповедании? Каждый человек ищет свой путь к Богу. Мы забываем, что у нас было пять основных конфессий в Терском казачьем войске до революции, - напомнил Владимир Васильевич. - Там было 46 процентов старообрядцев и лишь 25 процентов православных, а также были молокане, староверы (язычники) и приписные мусульмане-казаки. А теперь говорят, что казаки не могут быть не православными".
А что касается оппозиционности Клименко, то в системе координат Уклинова атаман отражает чаяния народа - единственного источника власти, как сказано в Конституции страны, а вот чиновники зачастую выступают в качестве оппозиции к народу.
Еще один сторонний наблюдатель, атаман Кавказской казачьей линии Юрий Чуреков, комментируя ситуацию в Терском казачьем войске, заявил корреспонденту BigCaucasus, что любое назначение атамана "сверху" будет ошибкой: "Человек, возглавляющий войско, должен знать традиции, культуру, нравы казаков. Казаки уже поняли, что надо избрать атаманом человека, который не меньше 15 лет этим занимается. Клименко - человек хороший, я с ним дружу, но как у атамана у него что-то не получилось".