Предложение адвоката Дагира Хасавова легализовать шариат по всей России вызвало бурю негодования. Но даже если говорить только о Северном Кавказе, где, по данным юриста, уже успешно действует шариатский суд, региональное мусульманское право не сможет вписаться в российскую правовую систему. Если изменить и ее, вернувшись к опыту Российской империи, для введения шариата нужны долгие годы, большие деньги и главное — готовность самого северокавказского общества, которое за годы советской власти отвыкло и от мусульманского права — шариата, и от традиционного права — адата, придерживаясь их только в бытовых вопросах.
Сейчас адвокат Дагир Хасавов старается избегнуть наказания по статье "экстремизм" и потому опровергает свои слова о "реках крови". Но суть его предложений от этого не меняется — он выступает за включение шариата в российскую систему правосудия. При этом, Хасавов приводит в пример Северный Кавказ, где, по его словам, уже люди живут по мусульманским законам и нуждаются в некоем правовом центре под названием "Мусульманский союз".
"Пробыв несколько дней в Дагестане, Чечне и Ингушетии, после продолжительных бесед с руководством муфтиятов и отдельными имамами, я убедился, что фактически шариатские суды действуют там повсеместно, рассматривая значимые спорные вопросы мусульман: примирение врагов, в том числе кровных, бытовые споры, вопросы, связанные с возможностью видеть женщине своих детей после развода с мужем, примирение после похищения невесты и так далее", — цитирует адвоката "Росбалт".
Действительно, кавказцы предпочитают "разбираться" без участия государственных органов. Но не всегда они руководствуются именно шариатом. У горских народов до появления ислама были свои традиции, из которых сложился местный правовой кодекс — "адат", который в чем-то совпадал, а в чем-то противоречил шариату. Сейчас многие противники исламизации Северного Кавказа настаивают на том, что региону не нужны привнесенные из других стран законы, которые убивают самобытность этноса. Но, по мнению Ахмета Ярлыкапова, старшего научного сотрудника Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН, "проблема противоречий шариата и адата была решена еще в 19 — начале 20 веков, когда большинство положений адата были приведены в соответствие с шариатом".
"Сегодня нет столкновения шариата и адата, а есть противоречия между пониманием шариата и адата разными группами мусульман, — пояснил он в комментарии корреспонденту GTimes. — Исламизация не привела нигде к потере самобытности принявших ислам народов. "Традиционное право" за годы советской власти было сильно трансформировано и большей частью забылось. Поэтому сегодня на Северном Кавказе мы наблюдаем активное конструирование такового, в частности, это происходит в адыгских регионах с хабзэ, традиционным морально-этическим кодексом. Большинство адыгских деятелей говорят о том, что хабзэ не противоречит исламу, и к середине 19 века, когда исламизация адыгов была в активной фазе, так и было. Небольшая же часть адыгских деятелей настаивает на уникальности хабзы, что это фактически отдельная адыгская религия, отличная от ислама".
Другой эксперт, руководитель сектора Кавказа Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Владимир Бобровников, все же указывает на несоответствие некоторых положений адата шариату. "По шариату все одурманивающее запрещено, и коленки нельзя открывать. На Кавказе женщины ряда народов начали носить шаровары только с 1820-х годов, до этого они одевались не по шариату, — отметил кавказовед в комментарии корреспонденту GTimes. — Адат - это, в переводе, "обычай". Вряде случаев шариат рекомендует обратиться к нормам местного обычая, адату". — это в переводе,