Проблемы, связанные с северо-кавказским регионом, остались вне поля зрения Владимира Путина во время прямой линии с гражданами страны. Одно из двух: либо российское общество не интересуют проблемы Кавказа, либо жители региона не смогли достучаться до президента.
Есть и третий вариант, который в интервью BigCaucasus высказал один из респондентов: была поставлена задача не будировать взрывоопасную кавказскую тему в ходе эфира. Тем более тем таких хоть отбавляй.
С очень большой натяжкой "кавказским" пакетом вопросов можно назвать вопросы по поводу Олимпиады в Сочи и хиджабов. Собственно, вопросов и ответов, связанных с актуальной повесткой дня в регионе, в рамках общения президента России с народом не было.
Почему так происходит? Российское общество не интересуют вопросы, связанные с Кавказом, или хотя бы, как говорят, с очень напряженными межнациональными отношениями? И у самих жителей региона нет вопросов к президенту?
"А почему вы считаете, что это прямое общение с президентом вообще отражает реальную повестку дня, которая интересует население?" - задается вопросом Вадим Муханов, кавказовед из МГИМО. Он говорит о том, что организация прямой линии президента с населением могла быть подготовлена таким образом, чтобы вопросы, связанные с кавказским регионом, могли в нее не попасть.
"Если развивать эту тему дальше, то можно предположить, что изначально была поставлена задача не будировать вопросы, связанные с Северным Кавказом и межнациональными отношениями. Поэтому не было и вопросов", - продолжает Муханов.
Редакция BigCaucasus тоже отправила свой вопрос Владимиру Путину. Нас интересовал не то чтобы кавказский, а кубанский вопрос. Мы хотели бы услышать ответ на вопрос в контексте последнего скандала в Анапе. Существует ли, по мнению главы государства, выход из сложившейся в Краснодарском крае ситуации, когда целыми районами и городами края управляют сросшиеся с местными властями криминальные группировки? Но мы, видимо, задали свой вопрос поздно, поэтому претензий по поводу отсутствия ответа у нас нет.
Мы также не нашли на Северном Кавказе людей, которые задали бы свои вопросы президенту, но не услышали ответы. Зато мы нашли тех, у кого есть вопросы к главе государства по поводу актуальной кавказской повестки дня. Раз эти вопросы не смогли найти отражение во время прямой линии, озвучим их теперь здесь.
В Дагестане людей, разумеется, в первую очередь интересует борьба с терроризмом и коррупцией. "Будет ли федеральный центр кардинально пересматривать свой подход к борьбе не только с терроризмом, но и с криминальным бизнесом, коррупцией? От криминального бизнеса, коррупции и терроризма Дагестан в частности и Россия в целом несут огромные человеческие потери, экономический урон. И систематически подрывается авторитет России на международной арене", - задается вопросом корреспондент ИА Regnum в Дагестане Муса Мусаев.
Научный сотрудник Института социальных и политических исследований стран Черноморско-Каспийского региона Владимир Новиков спросил бы Владимира Путина о противоречиях между Чечней и Ингушетией.
"Очень интересно отношение президента к территориальному спору между двумя республиками. А также есть ли идеи о том, как федеральный центр мог бы урегулировать эту проблему", - спрашивает Новиков. У научного сотрудника есть и еще один вопрос: "Какие отрасли, помимо всем известного туристического кластера, федеральная власть хотела бы развивать на Северном Кавказе?"
Эля Джикирба, еще один наш респондент, живет в Сочи. У себя в Facebook она нередко критикует застройку города, которая проводится без учета общественного мнения. У нее есть интересный вопрос по поводу Олимпиады.
"Почему именно в Сочи было решено проводить Олимпиаду, когда то же самое можно было сделать на Северном Кавказе, автоматически сняв существующее там напряжение?"
На наш взгляд, если бы вопросы из Северного Кавказа были озвучены в ходе прямого эфира с Владимиром Путиным, то первая пятерка самых актуальных тем была бы такой:
-
Вопрос территориального конфликта Чечни и Ингушетии;
-
Борьба с исламским подпольем;
-
Олимпиада - это все же успешный или не очень успешный проект;
-
Положение дел на Ставрополье, где назревает серьезный межнациональный конфликт;
-
Конфликты на бытовой почве между выходцами с Кавказа и славянами, которые, судя по материалам СМИ, охватили всю страну.
Антон Кривенюк