«На сегодняшний день происходит демонтаж проведенных либеральных реформ. В бизнес вводятся новые ограничения. Правительство вовремя должно опомниться, необходимо сократить налоги, правительственные расходы и регулирование бизнеса со стороны правительства», - советует экономист.
Но министерство финансов Грузии, как пишут грузинские СМИ, отвергло эти обвинения. «В налоговый кодекс вошли поправки, упрощающие лицензионные условия, мы продолжаем сокращать подоходный налог, однако уменьшенные налоги в обязательном порядке должны изыматься. Возможно, кто-то посчитает это строгостью, однако ясно, что мы продолжаем либеральный курс», - отмечают в Минфине.
Между тем, все больше находится экспертов, которые критикуют сами принципы функционирования грузинской экономики. Одним из ее главных пороков считают отсутствие конкурентной среды.
«Конкуренция у нас ограничена, а успех того или иного бизнеса зависит от «доброй воли» властей. Ныне самые преуспевающие бизнесмены являются депутатами парламента, системы монополизированы», - неоднократно заявлял эксперт Гия Хухашвили.
«Грузия далеко отстоит от конкурентной среды. Представители высших эшелонов власти активно вмешиваются в отдельные отрасли экономики», - соглашался с ним экономист Демури Гиорхелидзе. Еще в прошлом году на отсутствие здоровой конкуренции указали эксперты ЕС, которые рекомендовали восстановить антимонопольную службу. Это стало одним из условий включения страны в зону свободной торговли с Евросоюзом.
Соответствующие законодательные изменения были подготовлены в прошлом году, но пока не стали даже предметом обсуждения в парламенте. На скорейшем создании ведомства настаивает министр экономразвития Лаша Жвания.
Однако парламентское большинство, премьер Ника Гилаури и президент Михаил Саакашвили считают нецелесообразным в данный момент воздвигать дополнительные бюрократические препоны для бизнеса.
Любопытно, что очередной виток споров вокруг этого условия ЕС разгорелся в то время, когда египетская компания Fresh начала сборку первого завода в районе будущей свободной индустриальной зоны (СИЗ) в Кутаиси. Именно там Гилаури высказал свои последние возражения против антимонопольной службы.
Между тем, многие в Грузии до сих пор сомневаются, что малоизвестная компания с недостаточной капитализацией сможет осуществить обещанные многомиллиардные инвестиции. Критики не одобряли выбор инвестора и отмечали, что в стране вольготно себя чувствуют только те компании, за которыми стоят грузинские чиновники.
Кстати, в качестве одного из аргументов против создания антимонопольной службы вице-президент «Новой экономической школы - Грузия» Гия Джандиери обозначил бессмысленность этого ведомства в условиях вмешательства властей в работу бизнеса. «Если правительство не станет непосредственно участником в создании монополий, тогда ни одна монополия - тем более в маленькой стране не опасна, если у нее открыты границы», - утверждает он.
Пока что правительство ограничивается мелкими поправками, вместо принципиальных перемен в способах функционирования экономики. И тут советы друзей-европейцев или поощряемого Америкой российского эксперта не помогут.
Нужна перестройка самой ментальности грузинских чиновников, которые идут во власть сугубо за личным обогащением.