На вопрос - действительно ли так много военнослужащих покинули армию после августовских событий - эксперт ответил, что в военных кругах было серьезное недовольство действиями руководства страны. Мухрованский мятеж это лишь подтвердил. Хаос в руководстве, по словам Милитаури, не позволил военным выполнять свой долг. После окончания военных действий многие решили сменить сферу деятельности.
Условия, предусмотренные контрактом между Минобороны и военнослужащими, юрист Лия Хурошвили называет рабскими. «Контракт содержит такие условия, которые являются явно дискриминационными и противоречат действующему законодательству. К примеру, в 73 пункте контракта за нарушение условий контракта предусмотрена очень высокая штрафная сумма. Вместе с тем, по той же статье, говорится, что во время рассмотрения споров, указанные в статье суммы не станут спорными и вокруг них не возникнет никаких споров», - цитирует адвоката агентство GНN.
«Вышеуказанный пункт практически запрещает военнослужащему, оспаривать условия указанного пункта, что является явно противозаконным договором, так как заранее заявлен отказ в осуществлении правосудия и защиты в суде. Указанное является одним из основных фундаментальных прав, которое вместе с международными актами, признано и Конституцией Грузии. Такими контрактами военнослужащие фактически приравнены с рабами», - заявляет юрист.
Военный эксперт Каха Кацитадзе в беседе с корреспондентом GeorgiaTimes отметил: «Если изначально в контракте были заложены какие-то определенные условия которые были априори дискриминационные, они должны быть просто аннулированы». Он также отметил, что после августовских событий действительно многие разочаровались в армии и расторгли контракты. Это не означает, что их теперь надо наказывать. Он считает, что если власть сможет объяснить нации концепцию новой армии, то с подобными проблемами ей не придется сталкиваться.
Правозащитник, адвокат, глава НПО «Бывшие политзаключенные за права человека» Гела Николаишвили также отмечает, что в контрактах условия были обговорены заранее. То есть военнослужащие знали, что им грозит штраф в случае расторжения контракта. «Однако, - отмечает адвокат, - во время военных действий многие военнослужащие покинули поле боя. Потом они вернулись в части. Некоторые были арестованы, некоторых не судили, но разорвали с ними контракт. Теперь им могут быть предъявлены штрафы и обвинения. Насколько это справедливо?» По мнению Николаишвили, власть может мастерски манипулировать законом.
Он отмечает, что большинство «штрафников» указанную сумму выплатить не сможет. Однако власти вряд ли будет их арестовывать. Просто будут прессинговать. Закон предусматривает, что в таком случае они обязаны продать имущество - машины, квартиры и т.д. - и выплатить штраф. Если на данный момент такого имущества нет, то в будущем, когда оно появится, оно будет изъято для погашения штрафных санкций.
Николаишвили не исключает, что штрафные санкции правительства направлены на то, чтобы оказать моральное давление на военнослужащих. Даже если в определенных кругах будет протест, то он будет лишь каплей в море. Протестуют не сотни, а десятки сотен людей, но руководство это не смущает. К тому же, по словам собеседника, исходя из ситуации, большого шума не возникнет. Те, кто носят военную форму, не рискнут протестовать ради солидарности с бывшими коллегами.
Гела Николаишвили отмечает, что руководство страны больше опирается на полицию, нежели на армию. Военных сложнее использовать в своих целях. К тому же они стали свидетелями фиаско, которое потерпело правительство. Вот и показали им зубы, предупредив, что, в случае необходимости, по отношению к ним можно применить все строгости закона.