Вопрос был не в том, надо или не надо искать инвесторов для реабилитации железной дороги и аэропорта. Совершенно очевидно, что без помощи крупных российских инвесторов Абхазия не сможет восстановить эти объекты. Вопрос в другом: заявления президента по этому поводу показали его некомпетентность. И, кроме того, они наводили на мысль о том, что прикрываясь Москвой, кое-кто на месте собирается за счет этих проектов решать собственные задачи. Мы возражали против того, чтобы такие масштабные и важные проекты превращались в механизм для отмывания денег. Власть сама дала нам основания думать именно так. На наш взгляд, именно российская политика по отношению к Абхазии понятна и результативна. А вот со стороны абхазских властей мы все время видим попытки как-то втемную использовать российскую поддержку. Пора заканчивать эту практику.
- Кого из кандидатов будет поддерживать Москва? Возможно ли повторение ситуации 2004 года?
- Как я могу говорить за руководство России? Насчет ситуации 2004 года - мы сделаем все, что в наших силах, чтобы она не повторилась. Именно поэтому мы предложили объединиться всем политическим силам и подписать Общественный договор. Насколько я понимаю, стратегия Москвы состоит в невмешательстве во внутренние политические процессы Абхазии и в том, чтобы работать с той властью, которую выберет народ. Я не думаю, что возможно повторение ситуации 2004 года, когда Россия активно поддерживала одного из кандидатов. Мне кажется, и в Москве уже появилось понимание того, что в Абхазии нет такой политической силы, которая хотела бы проводить антироссийскую политику.
- Вопрос как к бизнесмену, насколько реально достичь экономического процветания с учетом того, что другие страны не спешат признавать независимость Абхазии?
- Как бизнесмен, я бы вообще не стал рассуждать на политические темы. Я бы просто не видел целостной картины абхазской политики. Отвечу, как политик. Здесь нет серьезной проблемы. Абхазии, конечно же, важно интегрироваться в мировую экономику. Но в экономическом смысле, по крайней мере, на этом этапе, для нас вполне достаточно признания России. Россия для нас естественный и привычный партнер. Конечно, мировое сообщество признает нас обязательно. Это вопрос времени и грамотной внешней политики.
- Абхазия демократичная страна? Как вы оцениваете работу демократических институтов, свободу прессы? Если станете президентом, что будете совершенствовать?
- Политическая культура абхазов такова, что демократия, свобода у нас в крови. Поэтому Абхазия в этом смысле всегда была более передовой, чем многие другие страны на постсоветском пространстве. Но сегодня мы ни на шаг не продвинулись в развитии демократических институтов. Наоборот, власть пытается их свернуть вовсе. Давление на независимые СМИ, злоупотребление административным ресурсом. Общественные организации поставлены под контроль властей. Так как СМИ критиковали власти за некомпетентность, власть объявила им войну. Мы же намерены поддерживать и развивать независимую прессу и свободу слова. Мы наладим полноценный диалог власти и общества.
- Абхазская оппозиция разрозненна. Есть ли тенденция к объединению?
- Я не могу сказать, что абхазская оппозиция разрознена. Мы неоднократно выступали единым фронтом и часто решали поставленные задачи вместе.
- Одна из проблем, которую стараются решить на международном уровне - это возвращение в Абхазию международных наблюдателей. Ваша позиция по этому вопросу?
- Почему международных наблюдателей нет в Италии или во Франции? Почему их нет в Соединенных Штатах Америки? По соглашению Медведева-Саркози международные наблюдатели должны осуществлять мониторинг на территории Грузии, к которой Абхазия отношения не имеет. А если мировое сообщество беспокоится о безопасности Абхазии, то пусть наблюдает по периметру территории и акватории Абхазии, чтобы никто не осуществлял пиратских захватов гражданских судов, направляющихся в наши порты.
- Большие споры разгорелись из-за того - кто может принимать участие в голосовании, а кто нет. Какова ваша позиция?