Следствие еще не назвало имена подозреваемых в убийстве ректора Аграрного университета Кабардино-Балкарии Бориса Жерукова, а журналисты уже списали преступление на ваххабитское подполье в лице Зейтуна Бозиева, лидера нальчикских экстремистов. Он же разыскивается в связи с недавним расстрелом журналиста Казбека Геккиева. Но представителям прессы ваххабиты заранее прислали предостережение, а глава вуза никаких публичных угроз не получал.
Следователи не называют имен подозреваемых в убийстве Бориса Жерукова, ректора Аграрного университета Кабардино-Балкарии, больше известного как "сельхозакадемия". Но источники "Коммерсанта" сообщают, что один из двух неизвестных, проникнувших в вуз под видом абитуриентов и в упор расстрелявших Жерукова в кабинете на рабочем месте, был похож на Зейтуна Бозиева. Его фотография вывешена на официальном сайте МВД в разделе "Разыскиваются" в связи с расстрелом журналиста местного телевидения Казбека Геккиева.
Зейтуна Бозиева силовики считали одним из главных претендентов в главари бандподполья КБР после ликвидации в спецоперации в конце сентября Руслана (Хамзата) Батырбекова, "валия" "Объединенного вилайята Кабарды, Балкарии и Карачая", как именуют эту территорию ваххабиты из виртуального "Имарата Кавказ". Бозиеву 30 лет, но он успел прославиться как организатор и "взрывник" самых крупных диверсий на территории республики. Как утверждает "МК в КБР", до осени этого года ему "уже предлагали руководящие должности в «вилайяте», однако он упорно отказывался светиться". Теперь его знает в лицо каждый житель республики как главного подозреваемого в убийстве Геккиева.
Что касается причастности Бозиева к расстрелу ректора сельхозакадемии, то эта информация все-таки очень сомнительна. Во-первых, если бы подозреваемым был человек, уже объявленный в розыск, оглашение его имени не могло бы повредить следствию.
Во-вторых, Геккиева убили через некоторое время после появления в Интернете двух обращений боевиков к представителям прессы. Первое было адресовано блогерам и интернет-СМИ, позволяющим в комментариях оскорбительные высказывания в адрес ислама и джихада. Второе касалось, в первую очередь, дагестанских журналистов, которые не замечают преступлений "кафиров", а поносят приверженцев "истинного", то есть радикального ислама. Ваххабиты открыто угрожали представителям СМИ. Геккиев был в группе риска хотя бы потому, что ему в силу профессии приходилось освещать спецоперации против ваххабитского подполья.
В адрес Бориса Жерукова или просто в адрес ректоров вузов никаких предупреждений о карательных акциях не поступало. Да и сам Жеруков был далек как от идеологической борьбы разных направлений ислама, так и от силовых мер по ликвидации бандитов. Хотя терроризм он, безусловно, осуждал. Как-то на митинге памяти в годовщину нападения боевиков на Нальчик он заявил: "Исламский терроризм привнесен извне, это инструмент для развала России, ведь истинный ислам является мирной мировой религией". Но это не настолько вызывающая фраза, чтобы разозлить "имаратчиков".
Политическая деятельность Жерукова не выделялась яркими инициативами. До недавнего времени он возглавлял фракцию единороссовского большинства в республиканском парламенте. Его работу политсовет партии оценил "удовлетворительно" и назначил на пост председателя фракции Натби Бозиева.
Студенты академии говорят, что Жеруков был практикующим мусульманином и разрешал учащимся девушкам носить хиджабы. Тем не менее на сайте "вилайята", где по поводу смерти Жерукова опубликована победная реляция, пишут, что его нельзя даже назвать вероотступником, как обычно радикалы называют суннитов. "Эти люди карьеры так просто не приходят к таким высотам. Попробуйте сейчас, чтоб знали за него, что он делал намаз, а потом вдруг стал начальником где-то в государственных структурах, не говоря уже о парламентариях или куфроохранителях. Кто так высоко уже взлетел, они к исламу никогда и не имели никакого отношения, кроме того, что называли себя мусульманами," - считают экстремисты. Но других прегрешений Жерукова, кроме участия в партии "Единая Россия", они не упоминают. Просто за членство в партии власти ваххабиты не нападают.
Большинство громких убийств в республике, по мнению члена Совета старейшин балкарского народа Далхата Байдаева, организуется, чтобы посеять смуту. "Чтобы народ не задумывался о насущных проблемах, чтобы забыл о коррупции в правительстве Канокова. Никто не понимает, как после серии громких арестов чиновников глава Кабардино-Балкарии до сих пор остается на своем посту", - подчеркнул он в разговоре с корреспондентом "Большого Кавказа". Но в данном случае ректор, кабардинец по национальности, был приближенным к Канокову лицом, поэтому здесь более уместна версия о переделе власти, полагает Байдаев.
Отзывы всех, кто знал лично ректора академии, только положительные. Он был открытым, участливым человеком. "Все говорят, что это очень порядочный человек, и не могут понять, из-за чего его убили", - сказал в разговоре с корреспондентом "Большого Кавказа" казачий атаман Терско-Малкинского казачьего округа Юрий Шерстобитов.
Взятки в его вузе, по крайней мере в форме вымогательства, не практиковались. Вот насолить своей принципиальностью кому-то из студентов он вполне мог. А расправы над неугодными преподавателями, как пишет блогер под ником prosto_defka, в республике не редкость. "В мою коллегу стреляли прямо во время семинарского занятия. Вошли, предъявили и пальнули. Хорошо так пальнули, тетка в больнице дооолго валялась, хотела уволиться даже и уехать. Но помыкалась и обратно за кафедру вернулась. За непоставленный зачет будущие студенты-медики постарались. Никого не наказали, естественно. В другую коллегу стреляли, правда, не попали. Тоже в стенах университета. Ректор посмеялся и спустил на тормозах с какой-то формулировочкой типа "никто не пострадал, а вы тут шум подняли".
Окончательную версию убийства озвучит следствие. К нему подключили Главное следственное управление по Северо-Кавказскому федеральному округу и УФСБ республики. Дело находится под личным контролем главы СК РФ Александра Бастрыкина, вчера прилетевшего в Нальчик.