- Россия исходит из того, что она признала независимость Абхазии и Южной Осетии, - заявил GeorgiaTimes генеральный директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев. - Точно так же Лавров ездит и в другие страны, с которыми у нас установлены дипломатические отношения, вне зависимости от того, насколько у этих стран сложная история. Скажем, у нас установлены дипотношения со всеми странами бывшей Югославии, хотя развал Югославии произошел в результате войны. Был ли он легитимным? Не факт. И ему очень серьезно помогли войска НАТО. Можно, конечно, считать, что край Косово оккупировали войска НАТО. Но, тем не менее, Россия установила дипотношения и с Хорватией, и с Сербией, и со Словенией, и общается с ними на уровне министров иностранных дел, хотя кто-то, может быть, считает, что появление этих стран нелегитимно. Точно так же мы поддерживаем отношения со всеми постсоветскими государствами, хотя кое-кто считает, что развал СССР был нелегитимным. У каждой страны сложная история.
И в данном случае Россия просто исходит из факта признания ею независимости Абхазии и Южной Осетии, и общается с ними точно так же, как с другими независимыми государствами. О чем тут говорить? Все можно было обсуждать до признания. А сейчас понятно, что у России и Грузии по этому вопросу диаметрально противоположная позиция, которая никак не совмещается и не пересекается. Поэтому и оценки ситуации абсолютно противоположны.
- А что можно сказать касательно заявления, что у России нет политических ресурсов и храбрости общаться с Грузией?
- Я не очень понимаю, что под этим имеется в виду. Что значит "пообщаться"? Это похоже на какие-то заклинания для внутренней пропаганды. Что имеется в виду? Прямые переговоры по поводу статуса Южной Осетии и Абхазии? Они не имеют смысла, потому что Россия признала их независимость. Россия просто не видит предмет переговоров. Он был до 2008 года. А после августа-2008 его не стало - в том числе благодаря совершенно необдуманным действиям грузинского руководства. Можно обсуждать иные вопросы, например, приграничный, визовый режим, вопрос воздушного сообщения, торговли. Но что касается ряда политических вопросов, в том числе про Абхазию и Южную Осетию, следует признать - у нынешнего грузинского руководства ресурса для этого общения нет. К сожалению, 2008 год для многих направлений движения поставил "кирпич". Они находятся в тупике. Скорее всего, до тех пор, пока президентом Грузии является господин Саакашвили, выхода из этого тупика не будет.
- Насколько можно утверждать, что нынешнее поведение России способно завести ее в тупик?
- Такие заявления можно расценивать только как внутригрузинскую пропаганду. Может быть, в Грузии всем можно внушить, что Россия находится в международной изоляции. Но нетрудно зайти в Интернет и увидеть, что ничего подобного нет. Это грузинскому руководству хотелось бы, чтобы вопрос Абхазии и Южной Осетии привел бы к международной изоляции России. Но на самом деле в тупике находится сама Грузия со своей мифологией о существовании некоего демократического западного мира, который придерживается исключительно стандартов демократии, никогда в жизни не бросит Грузию и будет ее поддерживать. А реальность оказалась совсем другой - жесткой и неромантичной. Западный мир демонстрирует очень понятную и примитивную прагматичность: что ему сегодня выгодно, то и он и делает. Выгодно было на каком-то этапе поддерживать информационную кампанию против России - они ее поддерживали. Как только стало ясно, что эта кампания проиграна - они забыли об этом и фактически признали статус-кво. На сегодняшний день вопрос Абхазии и Южной Осетии Запад с Россией не обсуждает. Понятно, что это обидно нынешнему руководству Грузии. Но не надо было самим себе придумывать мифы и начинать в них верить. Все эти сказки про