Сына североосетинского муфтия и сотрудника ДАМ республики Заурбека Гацалова оштрафовали за передачу заключенному диска DVD с фильмом "Чудеса Корана". Он был признан экстремистским, поскольку утверждает превосходство ислама над другими религиями, как и большая часть запрещённых мусульманских видеороликов, книг и брошюр. Не за горами, как видно, запрет и самого Корана?
Сын муфтия Северной Осетии Хаджи-Мурата Гацалова, который жалуется на притеснение ислама в республике, распространяет экстремистские материалы. Суд Владикавказа оштрафовал Заурбека Гацалова, работающего в Духовном управления мусульман республики, на полторы тысячи рублей за то, что тот принес одному из заключенных DVD с фильмом "Чудеса Корана", внесенным в список запрещенных Минюстом России.
Все это можно было бы считать подтверждением подозрений, которые питают центры по противодействию экстремизму к мусульманам Северной Осетии, подвергая их периодическим арестам. Если бы не один вопрос: "А что, собственно говоря, экстремистского в этом фильме?".
Один из владикавказских священников, "по диагонали" просмотрев "Чудеса Корана", ни нашел в нем никаких призывов к насилию или межнациональной розни. В аннотации к видео длительностью два с лишним часа написано, что "ряд научных истин, установленных лишь благодаря технологическим достижениям ХХ столетия, были сообщены в Коране еще 1400 лет", и это один из феноменов, "которые доказывают его Божественное происхождение".
"Фильм о соответствии Корану научных фактов, хотя многое в нем переписано с Ветхого завета, - отметил священник в разговоре с корреспондентом BigCaucasus. - Мусульмане любят притягивать за уши научные знания к Корану. Эта тенденция есть и в христианстве - в баптизме, в протестантстве. В фильме есть попытка совместить исламское богословие с открытиями современной науки. На мой взгляд, это плохая попытка. Критики не выдерживает по целому ряду пунктов. Допустим, фраза "Бог сотворил мир из ничего, и Коран это открыл". Что за глупость, когда за несколько тысяч лет до Корана в первой книге Бытия Моисея написано, что Бог сотворил небо и землю. Там стоит еврейский глагол "бара", который означает творение из ничего. Это за 4 тысячи лет до Корана было написано, а они говорят, что это только там написано".
В общем, фильм создан на уровне тех людей, которые верят, будто Юрий Гагарин принял ислам, когда не смог пролететь над священной Каабой в Мекке, "наткнувшись на плотный столб воздуха в космосе", и будто в таблице химических элементов Дмитрия Менделеева зашифровано слово "Аллах".
"Чудеса Корана" и сегодня легко найти в Интернете, поэтому сам факт передачи фильма заключенному не был каким-то подвигом или сверхсекретным действием Заурбека Гацалова, которого в противном случае можно было бы посчитать борцом за идею. Говорить о продолжении гонений на североосетинских мусульман при сумме штрафа сыну Гацалова в полторы тысячи рублей тоже как-то неуместно. При этом муфтий заявил, что будет добиваться новой экспертизы фильма, дабы отменить решение суда, занесшего этот фильм в список экстремистских.
Запрет на "Чудеса Корана" выписал судья Нефтеюганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области. Как сообщил Минюст, решение было вынесено 7 апреля 2011 года. Но на сайте суда актов на эту тему в этот день и в ближайшую к нему неделю не опубликовано. О том, по каким основаниям фильм был признан экстремистским, общество узнало лишь в прошлом, 2012 году, когда одного из тюменских блогеров оштрафовали на 3000 рублей за размещение этого видео у него на страничке "ВКонтакте".
Представитель областной прокуратуры Ярослав Ильин тогда пояснил, что фильм включили в список запрещенных на основании экспертизы, проведенной сотрудниками педагогического университета. Они указали, что в "Чудесах Корана" подчеркивается превосходство ислама над другими мировыми религиями.
Центр "Сова", отслеживающий ксенофобские настроения в России, выступил в защиту и тюменского блогера, и Заурбека Гацалова, и самого видеоматериала. "С нашей точки зрения, фильм признан экстремистским неправомерно и, соответственно, неправомерно административное наказание за его распространение. Мы не обнаружили в этом более чем двухчасовом историко-просветительском видеоматериале ни призывов к насилию, ни возбуждения ненависти, ни дискриминационных высказываний. Фильм выдержан в подчеркнуто уважительном тоне к иным религиям. Утверждение же превосходства собственной религии над другими не может являться поводом для судебного преследования", - говорится в официальных сообщениях центра.
На основании пропаганды превосходства в список Минюста попадает огромное число мусульманских материалов. Несколько лет назад председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин просил президента Дмитрия Медведева остановить "фестиваль запретов". Как он отмечал, такое же превосходство пропагандируется и в Библии, и в Торе и в главной священной книге мусульман - Коране. Медведев обещал создать экспертный совет на федеральном уровне, поскольку негоже, чтобы какие-то заштатные суды выносили решения по вопросам правомерности богословской литературы. Однако существующий ныне экспертный религиоведческий совет при Минюсте никаких послаблений не сделал. Скорее наоборот, следить за религиозной пропагандой стали строже, в состав Совета вошли не столько ученые-религиоведы, сколько специалисты по борьбе с сектами.
Как отметил в комментарии BigCaucasus исламовед Роман Силантьев, сейчас в списке запрещенных числятся около тысячи книг, брошюр, аудио и видеоматериалов. Официальные религиозные деятели, по его словам, за обновлением этого перечня должны следить и не допускать распространения внесенных туда источников.
Вскоре под запрет могут попасть и некоторые суры Корана. В Уфе две недели назад собирались рассматривать дело о статье башкирского публициста Айрата Дильмухаметова "Ахыр Заман" ("Конец времен"). В ней нашли экстремизм в трех процитированных сурах. Проведению слушаний помешало сообщение о заложенной в здании суда бомбе. Эксперты, комментируя этот судебный процесс, отмечают, что сами писания, будь то Тора, Библия или Коран признавать экстремистскими никак нельзя. Они метафоричны и дискурсивны, то есть соотносятся с реалиями эпох их создания. А вот их интерпретации могут быть ложными и подлежать санкциям.