Российскую нацию будут укреплять воспитанием толерантности и развитием этнических культур. С точки зрения национальных меньшинств, принятая госпрограмма позволит народам узнать друг друга. Но с точки зрения национального большинства, укреплять нацию надо с фундамента - статуса русского народа.
Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил федеральную целевую программу воспитания россиян как единого целого. Называется она "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)". Ее необходимость продиктована межнациональной напряженностью, слабым общим гражданским самосознанием, а также "сложным социокультурным самочувствием русского народа, неудовлетворенностью его этнокультурных потребностей". Впрочем, сразу стоит отметить, что по пункту неудовлетворенности русских никаких мер в программе не прописано, если не считать поддержку казачества, "в состав которого входят представители многих народов России".
По большому счету, суть изложенных в ФЦП мероприятий сводится к "песням и пляскам", как выразился зампред комитета по делам национальностей Госдумы России Валерий Рашкин. "Когда нет основного в программе, касающегося развития региона, промышленности, производства, рабочих мест, она бесполезна", - заявил он журналистам.
Действительно, экономикой там и не пахнет. Межнациональные проблемы авторы документа, подготовленного Минрегионом, предлагают решать с помощью молодежных этнокультурных лагерей и форумов, Всероссийского фестиваля "Цыгане под небом России" и смотра деятельности этнокультурных центров коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. В программе значатся мониторинг межнациональных и этноконфессиональных отношений, конкурс журналистов "СМИротворец", сборы блогеров, создание фильмов, направленных на "формирование толерантного сознания и борьбу с этническим экстремизмом", поддержка издания "Вестник российской нации", конкурс учителей родных языков, включая русский. И зачем-то в эту же программу поставлены "Всероссийские филармонические сезоны" от Министерства культуры.
Всего на ФЦП планируется потратить 6,8 миллиардов рублей за шесть лет. Авторы сначала просили гораздо больше - почти 40 миллиардов, но правительство такие траты не согласовало. Однако и по миллиарду с лишним в год - тоже деньги не малые. А больше всего критиков программы раздражает невозможность оценить коэффициент ее полезного действия. Авторы указали, что целью должно стать увеличение доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, с нынешних 50 процентов до 65, уровня толерантности - с 75 до 85, и увеличение численности участников мероприятий по этнокультурному многообразию с 126 тысяч человек до 305 тысяч. Такие показатели эффективности вызывают лишь улыбку.
Но немало и тех, кто критикует сам посыл программы, которая пытается "укрепить единство" нации через укрепление этнического сознания множества народов. "Вместо того, чтобы наносить удар по этнопреступности и укреплять государство как надэтнический и наднациональный регулятор, Стратегия и программа, прямо наоборот, через идею защиты якобы угнетаемых нацменьшинств, культивируют этнизм и национализм", - заявил ИА REGNUM председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
С такой точкой зрения по ФЦП не согласен карачаево-черкесский политолог Борис Урусов. "Крупнов подменяет понятия, - объяснил он корреспонденту BigCaucasus. - Безусловно, удар по преступности без приставок "этно" должен не просто наносится, а сама преступность должна выжигаться хотя бы до терпимого уровня. И, безусловно, укреплять государство нужно как надэтнический регулятор. Но государство не может быть наднациональным регулятором, раз уж мы строим единую гражданскую нацию! Все-таки между этносом и нацией есть некоторые различия, и Крупнову хорошо бы осторожнее оперировать этими терминами. Я не вижу там идеи защиты якобы "угнетаемых меньшинств". Там есть идеи поддержки культурного многообразия - и не более. Как здесь можно рассмотреть индульгенции для этнических преступных сообществ, мне непонятно. Кроме того, борьба с этническими группировками - это все-таки задача не Минрегиона, а совсем других ведомств".
Что касается плюсов и минусов программы укрепления нации, то Борис Урусов считает хорошей идеей проводить мероприятия по принципу "познай соседа", однако для прекращения конфликтов этого, на его взгляд, недостаточно. "Гармонизация межэтнических отношений и формирование гражданского единства строится на фундаменте общих задач, и постоянного, совместного созидательного труда. Об этом говорит и советский опыт при всех его издержках. И мне другие эффективные формы неизвестны. Вопрос в том, как это возможно в нынешних экономических реалиях?" - отмечает эксперт.
В свою очередь ставропольский политолог Сергей Попов считает программу неудачной, поскольку она основана на ошибочной Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной в конце 2012 года. "Эта стратеги содержит в себе принцип замещающей миграции. Большие блоки уделяются адаптации мигрантов, но не сказано ни слова о государствообразующей роли русского народа. Русский народ назван системообразующим народом. Но что это за система, при которой русский народ умирает по миллиону в год? - вопрошает эксперт. - Стратегия закладывает замещающую миграцию, а в то же время на рынках Москвы ставят депортационные лагеря, отлавливают вьетнамцев, таджиков. Это плюрализм в государственной голове и опасная политическая шизофрения. Если вы с потоком мигрантов не справляетесь, зачем его стратегически закладываете на территорию России? Правительство, понимая, что стратегия подвергается серьезной критике, создает новый документ, уже с конкретными деньгами. Когда нет концептуальной цели, где рассматриваются роль русского народа и вопросы федерализма - это деньги в никуда. А Ельцин еще в 94 году сказал, спустя год после принятия Конституции, что противоречия заложены в двух подходах к федерализму - административно-территориальном и национально-территориальном. Все последние документы - это лихорадочная попытка заткнуть нишу, но не те документы, которые нужны России в связи с обострением межнациональных отношений".