"Свободные и демократические выборы президента в вашей стране подтверждают обоснованность дальнейшей интеграции Республики Абхазия в международное сообщество. Российская Федерация будет продолжать поддерживать ваши усилия на этом направлении. При этом мы исходим из того, что российско-абхазское сотрудничество служит важным стабилизирующим фактором для всего кавказского региона. Двусторонние отношения России и Абхазии имеют огромный потенциал. И наш общий долг - сделать всё возможное, чтобы максимально использовать его во имя благополучия и процветания двух братских народов", - торжественно произнесла Валентина Матвиенко на церемонии инаугурации.
Конечно, от председателя Совета Федерации, которая сидит в этом высоком кресле всего лишь неделю, наивно ожидать глубокого погружения в нюансы отношений между Москвой и Сухумом. Но если она и впрямь собирается лоббировать абхазские интересы в российской столице, то волей-неволей придется постичь некоторые не слишком хитрые премудрости.
Многие обратили внимание на то, что глава СовФеда упомянула о недавней ратификации Госдумой соглашения о военном сотрудничестве с Абхазией и Южной Осетией - и пообещала, что в самое ближайшее время сенаторы под ее руководством повторят этот шаг. Сомневаться в этом никаких оснований нет, только вот абхазский-то парламент соглашение до сих пор не ратифицировал - и пока неизвестно, когда это случится. В этой проволочке, конечно, нет никакого демарша. Виной всему нерешенные проблемы, главной из которых в Сухуме считают передачу российскому оборонному ведомству военный санаторий.
Этот объект на самом деле несколько десятилетий находился в ведении Минобороны РФ, но теперь подчиненные Сердюкова вдруг решили затеять там масштабные преобразования, дабы на выходе получить элитный гостиничный комплекс. И для начала уволили весь персонал - а это, на минуточку, 1300 человек. Для абхазской столицы с ее 70-тысячным населением событие получилось более чем заметное. Чтобы нивелировать конфликт, правительство республики пока выплачивает уволенным две трети их прежней заработной платы, но выхода из положения так и не нашлось.
А значит, если Валентина Матвиенко действительно надумала с головой погрузиться в гущу российско-абхазских отношений, ей придется вникать и в такие вот непростые вопросы. Впрочем, не исключен и более прозаичный вариант: возможно, новая председательница Совета Федерации приехала в Сухум, что называется, других посмотреть и себя показать, то есть попросту заявить о себе в новой роли. На родине она сейчас считается самой влиятельной женщиной в политике, и Дмитрий Медведев всячески способствует подпитке этой лестной репутации. Поэтому вполне логично с его стороны было бы сделать Валентину Ивановну своей посланницей - без особых на то политических причин и серьезной подоплеки. Эту точку зрения разделяет руководитель кавказской секции Российского института стратегических исследований Яна Амелина. В интервью GeorgiaTimes она выразила уверенность в том, что у визита экс-губернатора Санкт-Петербурга нет политических аспектов. Не могло быть у нее задачи ехать с месседжами в Абхазию. Это был протокольный визит", - пояснила наша собеседница.
Но в любом случае присутствие третьего лица РФ на церемонии инаугурации новоизбранного абхазского президента само по себе является сигналом к тому, что отношения с республикой Москва намерена развивать интенсивно и на самом высоком уровне.