В основе внешней политики Грузии последних лет - парадоксы, которым трудно найти объяснения. Как в одночасье удалось разрушить многовековые добрососедские отношения, и почему перспективы по упрочению взаимодоверия - туманны? Нелепой оказалась ситуация и с выходом Грузии из СНГ. Официально об этом Сакашвили заявил еще в августе прошлого года. Официальный развод с Содружеством был оформлен год спустя. Но до сих пор Грузия остается членом Межпарламентской ассамблеи СНГ. В перипетиях грузинских отношений с СНГ разбирался корреспондент GeorgiaTimes.
Накануне появилась информация, что Грузия пока не вышла из состава Межпарламентской ассамблеи (МПА) СНГ. Она остается полноправным ее членом. Вопрос о выходе из организации будет рассмотрен на ближайшем заседании. Как сообщает Межгосударственная телекомпания «МИР», таково желание самой республики. Эксперты связывают такое промедление с неохотой Грузии окончательно рвать отношения с СНГ. Если страна не отзовет свое заявление, то МПА она официально покинет в январе. Впрочем, в организации считают, что ненадолго.
Как сообщил генеральный секретарь Совета МПА СНГ Михаил Кротов, «Грузия намерена остаться в 75 договорах и соглашениях, в том числе таких важных, как зона свободной торговли».
Однако накануне Христианско-демократическое движение (ХДД) выступило с инициативой внесения дополнений в Конституцию, которые бы подразумевали отказ Грузии от участия в политических, военных, экономических объединениях, созданных теми государствами, которые не признают ее территориальную целостность по положению на 21декабря 1991 года. Об этом заявил на брифинге заместитель председателя оппозиционной фракции христиан-демократов Николоз Лалиашвили.
«В российских политических кругах участились заявления о том, что якобы после смены режима Саакашвили Грузия вернется в организации, аналогичные СНГ. С тем, чтобы этого не произошло необходимо внести в Конституцию страны поправки, которыми будет зафиксирована непоколебимая воля Грузии. И кто бы не пришел к власти, вектор Грузии не изменится к северу», - заявил парламентарий-оппозиционер.
Так ожидать или нет возвращение блудной Грузии за столом переговоров с бывшими братскими республиками? И почему, оставив за собой открытую дверь в Содружество (более 70 договоров как никак!), парламентская оппозиция выступила со столь радикальной инициативой, стараясь сжечь оставшиеся поленья от былых прочных мостов дружбы?
Заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ, Феликс Станевский, который ранее был послом России в Грузии, в беседе с корреспондентом GeorgiaTimes отметил:
- Я полагаю, что Грузия вышла из состава СНГ окончательно в августе этого года. Решила остаться в соглашениях, пусть остается. В принципе, Грузия не представляет, с моей точки зрения, большую потерю для Содружества. Она в рамках Содружества работала на его раскол, официально проводя политику, которая осложняет нормальные политические, а, значит, и экономические связи. Если бы, как полагают эксперты, Грузия решила вернуться в СНГ, то я оговорил бы одно «но». Такого рода возвращение должно было бы означать возвращение к нормальным принципам сотрудничества, отказ от раскольнической деятельности. Я был бы этому рад. Но я не вижу тенденции к такому повороту. И заявление христиан-демократов - лишнее тому подтверждение.
В заключение Феликс Станевский также отметил, что в Грузии многие уже понимают, что без нормальных цивилизованных отношений с Россией невозможно будет наладить никакого диалога с абхазами и осетинами.
Грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе в телефонной беседе с корреспондентом GeorgiaTimes сказал:
- Нужно отметить, что выход из СНГ - едва ли ни единственный вопрос, по которому руководство и оппозиция проявляют единодушие. На данном этапе, возвращение Грузии в Содружестве нереально.
По словам политолога, ситуацию могла бы изменить позиция стран Содруженства, анализ - почему Грузия вышла из СНГ, какие ошибки были допущены не только Грузией, но и Россией. «Если бы такой анализ был бы проделан, то, наверное, Содружество можно было бы превратить в более плодотворную структуру», - отмечает Сакварелидзе.