Что касается инициативы христиан-демократов, которые стараются в данной ситуации быть святее папы римского и требуют конституционных поправок, дабы возврат в СНГ стал практически невозможен, Сакварелидзе отмечает:
- Их забота о суверенитете страны понятна. Хотя не совсем ясно то, каким образом это касается СНГ. Ведь ни одна страна Содружества, кроме России, не признала независимости Абхазии и Южной Осетии. Страны Содружества не ответственны за шаги России и вовсе не факт, что СНГ, как структура, не признает целостность Грузии. Что касается внесения подобных изменений в Конституцию, то это ни коем образом не одобряется в политических кругах. Но каждая партия то и дело настаивает на каких-то изменениях на уровне Конституции, забывая, что Конституция - не древо желаний.
Если говорить о выходе Грузии из СНГ, то стоит напомнить, что об президент объявил в дни августовской войны, когда уже стало понятно, что рассчитывать можно только на моральную помощь Запада. Президенты России и Франции подписывали соглашение о прекращении огня (план Медведева-Саркози), глава Грузии на митинге объявил о выходе из СНГ. Содружество, по его словам, ничего не сделало, чтобы воспрепятствовать российской «агрессии и оккупации» Абхазии и Южной Осетии.
По уставу СНГ, формальные процедуры выхода длятся 12 месяцев. Так что за этот год Грузия подготовила ряд двусторонних договоренностей, дабы не оказаться в ситуации 91-го года, когда первый президент Грузии Звиад Гамсахурдиа объявил экономическую блокаду России. В результате страна в одночасье лишилась электричества, газа, хлеба и всего прочего.
Грузия уже прожила целый год вне Содружества. Да, 4-процентный спад ВВП в этом году (вместо обещанного 1,5-процентного падения). Да, ухудшение социально-экономической ситуации. Да, рост безработицы (в начале года была 13 процентов, сейчас - почти 16 процентов, только по официальным данным). Но ведь нынешний год для всех ознаменован всемирным финансовым кризисом. Хотя , конечно, в случае пребывания Грузии в Содружестве, последствия кризиса могли бы быть меньше. Да и шансов на диалог с абхазами и осетинами - больше.
Так что не случайно, покидая СНГ, Грузия приберегла экономические связи. Более 70 межгосударственных соглашений продолжают действовать. Осознавая негативные последствия своего шага, Грузия, однако, демонстрирует «выборочный» подход в отношении не только действующих в его рамках нормативных документов, но и отдельных органов Содружества. Так, в ноябре грузинская делегация приняла участие в очередном заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-членов СНГ.
Если Грузии где-то и удалось минимизировать экономические потери, не отказавшись от перечисленных соглашений, то в некоторых сферах возникновение ряда проблемы неизбежно. Так, в сообщении Исполкома СНГ отмечается, что Грузия являлась членом ряда координационных и специализированных структур в сфере безопасности, борьбы с преступностью, терроризмом. Выход из СНГ и, соответственно, из этих структур лишают Грузию возможности получения реальной практической помощи по их линии.
Нужно отметить, что выход из СНГ - решение политическое и связано оно, в первую очередь, с показным демаршем против России, с которой после августовских событий разорваны даже дипломатические отношения. Часть политической элиты рассчитывала, что вслед за Грузией Содружество покинут Украина, Молдавия и другие страны. Но этого не произошло. Можно критиковать СНГ. И часто за дело. Но следует отдать должное тому, что несмотря на постоянные атаки недоброжелателей, эта организация демонстрирует поразительную стойкость.
Что же касается Грузии, то она превратилась в государство не ближнего, а дальнего зарубежья. Что противоречит не только географии, но и реальному положению дел. Полтора миллиона Грузин работают в России и помогают своим семьям в Грузии. Грузинская экономика очень зависит от денежных переводов из-за рубежа. Думается, надо научиться политические амбиции соизмерять с геополитическими реалиями, тогда революции, противостояния и кризисы в Грузии прекратятся. Да и с соседями она будет жить в понимании и дружбе.