Скандал вокруг работы "Гражданского корпуса волонтеров" в Дербенте улажен. Координатор Луиза Дибирова забрала назад свои слова об информационной блокаде вокруг последствий октябрьского наводнения, из-за чего власти республики обвинили ее в черном пиаре, пригрозили разорвать контакты и не допускать добровольцев к раздаче гуманитарной помощи. Сейчас волонтеры закупают необходимые жителям товары.
Вокруг Дербента, чьи жители до сих пор бедствуют после наводнения 9 октября, на этой неделе разгорелся скандал республиканского масштаба. Министр по информационной политике Нариман Гаджиев обвинил в черном пиаре волонтеров, которые, не щадя живота своего, помогают пострадавшим. Его рассердило интервью координатора "Гражданского корпуса волонтеров" Луизы Дибировой одному из федеральных интернет-изданий. "Тут совершенная информационная блокада, - заявила она. - По моим источникам, пресс-служба республики запретила местным журналистам приезжать в Дербент, сказала, что даже если они снимут какой-то репортаж, его не будет на телевидении. Например, недавно к нам приходило дагестанское телевидение, но его смонтировали так, что получилось, будто я благодарю местную администрацию".
Гаджиев, который ведет в интернете блоги и стремится к информационной открытости, обиделся за "блокаду" не на шутку. Он объявил Дибировой, что порывает связи с волонтерским корпусом и запрещает раздавать гуманитарную помощь. Министр сгоряча перечеркнул все заслуги людей, которые полтора месяца живут проблемами дербентцев, вычищая их дома, выискивая самых нуждающихся и собирая благотворительную помощь. Волонтерам было впору оскорбиться и самим. Однако Луиза Дибирова пошла на попятную. "Я погорячилась с заявлением об информационной блокаде и приношу свои извинения Нариману Гаджиеву, - написала она в социальной сети. - Надеюсь, на этом конфликт будет исчерпан, и мы вместе сможем в дальнейшем плодотворно сотрудничать для совместной работы по оказанию помощи пострадавшим от наводнения в Республике Дагестан".
Представитель "Гражданского корпуса волонтеров" Нурлан Алиев подтвердил корреспонденту "Большого Кавказа", что разногласия улажены. "Луиза пошла на мировую, извинилась за то, что была слишком эмоциональна, - пояснил он. - По сути дела, она не говорила, что вокруг информационная блокада. Она говорила, что СМИ освещают проблемы Дербента однобоко и недостаточно открыто. Информагентство информацию немного переиначило, поставило яркий, кричащий заголовок, и ей пришлось за это отвечать. Она за это извинения попросила ради общего дела, чтобы не усложнять ситуацию".
А положение в городе действительно непростое. "Шли дожди, и слякоти намного больше стало, - рассказывает Алиев. - Холодает. Люди ждут помощи, надеются. Они понимают, что до компенсации месяца три-четыре пройдет, но жить им сейчас надо".
Местные власти пообещали пострадавшим оплатить аренду квартир. Но на практике воспользоваться этой помощью непросто. "Для этого нужно официально заключать договора, а желающих арендодателей нет. Дербент и договоры найма - это слова, которые даже рядом не стояли, - отмечает волонтер. - Поэтому люди все еще по сути на улице".
Если из Дербента уедут добровольные помощники, многие жители так и не узнают, куда им обращаться за помощью. "Горячая линия" открылась только позавчера, спустя 6 недель после потопа от ливней. Власти начали уточнять списки пострадавших, многие из которых не получили от государства пока ничего. Волонтеры сами обследовали залитые грязью и водой улицы, выясняя, кто нуждается в помощи острее всего.
"У чиновников свои списки, у нас свои, - говорит Нурлан Алиев. - У нас в списках перепроверенные люди, кто действительно сильно нуждается, кто инвалид, кто многодетная семья. Да и чиновничьи списки они тоже подсократили, потому что там много нечистоплотных людей, которые решили на халяву получить компенсацию".
Восстановление домов администрация пока не ведет - еще не получены федеральные деньги. А некоторые строения реабилитировать уже не удастся. "Например, у Кахримана Шихгасанова дом полностью разрушен, имущество под грязью, мародеры растащили все, что было. Ему нужно ждать компенсации и либо приобретать жилье, либо участок. Восстанавливать смысла нет", - полагает волонтер.
По официальной информации, во время наводнения были повреждены 392 домостроения, в которых жили более полутора тысяч человек. 30 домов полностью разрушены, а их жильцы лишились всего имущества. Не подлежат восстановлению 49 зданий. Итого пострадавшими признано 6 360 человек.
Наводнение в Дербенте обошлось семью жертвами. В Крымске их было многократно больше - 153 человека. Но город, смытый водой, выглядел не так ужасно, как покрытый илом, камнями и грязью Дербент. Кроме того, в Краснодарский край, к которому приковано внимание федеральных СМИ, помощь дошла быстрее. "Дербентская молодежь до сих пор не идет в волонтеры, - удивляется наш собеседник. - Здесь как-то пассивны сами жители. Вот пострадавшие семьи нам предоставляют транспорт, чтобы мы объезжали людей".
Волонтеры занимались не только уточнением списков. Они объявили сбор средств и накопили в интернет-кошельке более 100 тысяч рублей. Сегодня на них Нурлан Алиев и его коллеги закупают необходимые дербентцам товары. "Очень нужны обогревательные приборы. 20-30 как минимум для семей, которые наиболее пострадали. И подушки, теплые одеяла, детские подгузники, детское питание, крупы, консервы", - перечислил волонтер.
Кроме "Гражданского корпуса" в Дербент должны приехать представители благотворительного фонда "Чистое сердце". Они везут 6,5 тонн продуктов питания, 100 обогревателей и 100 одеял. "Они помогали и в первые дни, привозили гуманитарную помощь, и за это им спасибо, - говорит Нурлан.- Но они раздавали ее просто на площади, люди подходили желающие и получали. Вышло так, что много "нахлебников" пришло на этой помощью. А сейчас представители "Доброго сердца" хотели взять наши списки и вместе с нами по этим адресам пройти. После этого небольшого разногласия Нариман Гаджиев заявил, что не допустит нас к раздаче благотворительной помощи, и мы не знаем, как теперь это будет происходить".
До сих пор взаимодействие с властями проходило без особых проблем. "Дербентские власти нам штаб предоставили, за это им большое спасибо. Списки пострадавших они нам дали, хотя мы их какое-то время ждали. Карт нам до сих пор, правда, не дали, им мы, конечно, хотели бы более тесного сотрудничества", - отмечает представитель "Гражданского корпуса волонтеров". Но ссориться с чиновниками волонтеры вовсе не хотят. Ведь они приехали не самоутверждаться или "пиариться", а помогать пострадавшим. Что касается заявления об "информационной блокаде", то оно возымело действие, и о Дербенте вспомнили почти все федеральные СМИ.