В целом участившиеся случаи нарушения режима прекращения огня со стороны Азербайджана выпукло свидетельствуют о неудовлетворенности Баку по поводу сложившегося статуса-кво на линии соприкосновения и переговорного процесса по урегулированию конфликта. Идентичные инциденты, исходящие от всплеска недовольства азербайджанской стороны по поводу переговорного процесса, имели место также после очередного раунда переговоров по инициативе президента России Дмитрия Медведева в Санкт-Петербурге в июне 2010 года. Тогда президент Ильхам Алиев, не удовлетворившись от итогов трехсторонней встречи в Санкт-Петербурге, стразу вернулся в Баку. На следующий день случилось нападение азербайджанской диверсионной группы (без приказа сверху такое не могло произойти) на боевые позиции в окрестностях села Чайлы Мартакертского района, в результате которого погибло 5 военнослужащих — четверо с карабахской и один с азербайджанской стороны.
Таким образом, можно заключить, что Баку часто прибегает к нарушению режима прекращения огня в целях шантажировать как Армению, так и международное сообщество. В настоящий момент это единственный ресурс Баку оказывать хоть какое-то влияние на переговорный процесс и выражать свое недовольство относительно ситуации статус-кво. В указанный контекст вполне укладывается и нежелание азербайджанских властей по поводу отвода снайперов с линии соприкосновения.
Произошедший накануне инцидент, насколько бы странно не звучало это, априори может иметь определенное влияние на проходящую в эти дни в Армении электоральную кампанию, в плане формирования негативного или положительного информационного фона вокруг партии-власти, ибо ее лидер является верховным главнокомандующим армянских войск и по долгу службы отвечает за безопасность границ.
В этом плане, не случайно, что президент Армении Серж Саргсян столь оперативно реагировал на указанный инцидент и четко заявил о неизбежности ответных действий армянской стороны. Степень негатива или позитива создаваемого в будущем информационного антуража вокруг партии власти зависит от качества предпринятых ответных карательных мер со стороны армянских войск. Иными словами заявление президента Армении о карательных мерах, с внутриполитической точки зрения, нуждается в подкреплении конкретными действиями, которые обеспечат ощутимые результаты.
В конце концов, это также свидетельствует, что тематика Карабаха и безопасности, насколько бы она ни казалась неактуальной во внутриполитической повестке страны, в зависимости от внешних индикаторов может резко менять приоритеты во внутренней политике.
Аршалуйс Мгдесян