К двум десяткам грузинских партий грозит прибавиться еще одна. Ее собирается создать в ближайшее время лидер оппозиционного «Альянса за Грузию» Ираклий Аласания. Изменит ли это расклад политических сил, выясняла GeorgiaTimes у экспертов.
Экс-посол в Грузии Ираклий Аласания заявил, что пришло время создать давно анонсированную им партию. «Это никак не входит в противоречие с существующим положением в раскладе оппозиционных сил. Это будет партия, которая войдет в альянс», - подчеркнул он. Впрочем, политик сохранил в секрете как имена тех, кто может войти в новую партию, так и ее идеологическую платформу.
Сейчас «Альянс за Грузию» включает в себя «Новых правых», «Республиканскую партию» и так называемую «команду Аласания».
В том, что сторонники экс-дипломата консолидируются и организуют партию нет ничего удивительного, полагает директор Центра стратегических исследований Ираклий Менагаришвили. «Почему бы и не создать партию, если у них есть солидная идеологическая программа», - сказал он в интервью GeorgiaTimes. На вопрос, реально ли при нынешнем многообразии партий и движений в Грузии предложить отличную от других программу, Менагаришвили ответил: «Ни в одном государстве на постсоветском пространстве не завершен процесс формирования демократических систем, поэтому сосуществование партий со схожими программами, как одно из демократических проявлений, - нормальное явление».
Грузия испытывает сейчас дефицит новых идей, уверен замдиректора российского Института стран СНГ Владимир Жарихин, поэтому «арифметический подход» к грузинским партиям неуместен. «Если Ираклию Аласания удастся сформулировать действительно новую программу и отойти от стиля деятельности других политиков, то это было бы полезно, в первую очередь, для оппозиционных сил», - заявил эксперт в интервью GeorgiaTimes.
Жарихин пояснил, что вся оппозиция выступает с одной установкой: «Михаил Саакашвили проводит правильную внутреннюю и внешнюю политику, но делает это плохо. Мы придем, и будем делать хорошо». И такой подход к проблеме - главная слабость оппонентов президента. Аласании следует создать принципиально новую программу, которая будет разительно отличаться от того, что предлагает людям Саакашвили, полагает эксперт.
Безусловно, новые предложения от оппозиции могли бы вывести политический процесс в стране из тупика, в который она зашла за полтора месяца протестных акций и отказа большей части оппозиции от диалога с властью. В отличие от них Аласания выступает за начало сотрудничества с правительством хотя бы по тем вопросам, по которым Михаил Саакашвили готов вести переговоры. Некоторые эксперты полагают, что бывший представитель Грузии в ООН может себе позволить дипломатический компромисс, так как он ничем не запятнал себя во время проведения акций, в то время как на лидеров других партий МВД и спецслужбы набрали достаточно компромата. Их в случае прекращения борьбы за отставку Саакашвили ждут «репрессии».
Сам Аласания старается проявлять твердость и не отступать от «заветов» своих сторонников. Накануне парада ко Дню независимости он пообещал, что далее оппозиция активизируется и усилит давление на власть. «26 мая - это решающий день, это демонстрация единства между оппозицией и народом, это важный шаг в политической борьбе. С этого дня мы задействуем все ресурсы, которые есть у оппозиции», - цитирует его «Новости-Армения». Впрочем, всем уже давно понятно, что главный ресурс - протестные настроения общества - сходит на нет из-за элементарной усталости от бардака.