Напомним, две недели назад Саакашвили встретился с лидерами непарламентской оппозиции, но никакого компромисса найдено не было. Каждая сторона осталась при своем мнении. Однако парламентская оппозиция воспользовалась согласием президента на пересмотр Конституции с целью сделать Грузию парламентской республикой, урезав права главы государства. Депутаты уже фактически приступили к формированию комиссии по конституционным изменениям. Возглавить ее может специалист по конституционному праву Автандил Деметрашвили, отмечает «Росбалт». По предварительной информации, работа над новой редакцией конституции завершится к концу года, а затем она должна быть представлена гражданам Грузии на всенародном референдуме.
Из заявлений Аласания следует, что он, как и парламентская оппозиция, готов сотрудничать с властями хотя бы по вопросу конституционных изменений. Но, увы, из этого нельзя делать вывод, что он готов предложить грузинскому обществу идеи, способные исправить экономические и политические просчеты Саакашвили. Пока что дипломат, которого начали было воспринимать как нового мессию, посланного американскими покровителями на смену Саакашвили, не проявил себя ярким лидером.
Согласно многочисленным опросам, проведенным в последние дни грузинскими СМИ, в рейтинге лидеров оппозиции первое место по популярности занимает беспартийный Леван Гачечиладзе. Продолжает список Ираклий Аласания, глава «Национального форума» Каха Шартава и Нино Бурджанадзе, сообщает «Интерфакс». А вот по версии телекомпании «Маэстро», за Гачечиладзе в рейтинге популярности политиков следует Губаз Саникидзе из оппозиционного «Народного форума», а на третьем - президент Михаил Саакашвили. В этом списке нет Аласания, которого известный режиссер Георгий Шенгелая назвал «подосланным», креатурой заместителя госсекретаря США Мэтью Брайза.
В феврале эксперт Гия Хухашвили в интервью «Новости Грузия» предполагал, что Аласания и лидер партии «Демократическое движение - Единая Грузия» Нино Бурджанадзе создадут два оппозиционных центра. У батони Ираклия, говорил эксперт, «большой потенциал, но считаю, в нем должно чувствоваться больше силы, больше заряда. Этот заряд ему может дать его команда, которая обязательно должна расшириться». Что ж, сейчас соратники Аласания доросли до партии, но изменит ли это расстановку сил в оппозиции?
Сам Ираклий Аласания сейчас не позиционирует себя как претендента на роль единого лидера от оппозиции, и вообще считает выдвижение такого человека нереальным «на данном этапе». Об этом же в интервью «Кавказскому узлу» заявил политолог Паата Закареишвили. «Я бы не стал кого-то выделять, за каждым из лидеров стоит какая-то сила, политическая партия, и у каждого есть шансы. Если вообще предположить такую возможность, то выбор лидера происходил бы путем какого-то консенсуса или договора между политическими партиями, но пока такого не происходит», - отметил он.
Очевидно, что оппозиция пока не может объявить имя единого лидера, как советовали западные наблюдателей и как обещали сами организаторы массовых акций протеста.
Фото с сайта GRAF.GE