Президент Грузии Михаил Саакашвили не устает твердить о том, что он не собирается нападать на своих соседей. Заявления подобного рода звучат по любому поводу, будь то выступление в ООН о ситуации на Кавказе или обсуждение перспектив вступления республики в НАТО. Но закрепить обещания на бумаге Мишико, однако, не торопится. С инициативой "помочь" грузинскому лидеру выступила Россия, которая предлагает Сакартвело подписать документ о неприменении силы. Чем ответит Саакашвили? Об этом корреспондент GeorgiaTimes побеседовал с известным российским политологом Сергеем Демиденко.
Необходимость подписания документа, который бы обязал Саакашвили впредь не повторять крестовых подходов на ближайших соседей, обсуждается еще с 2008 года. Президент Грузии очень любит разглагольствовать о своих мирных помыслах и попытках наладить контакты с Абхазией и Южной Осетией, несмотря на все усилия "оккупантов", однако подтвердить свое слово делом, то бишь оформить соглашение о неприменении силы, наотрез отказывается.
Читайте также: Женева: Саакашвили призвали к ответу
Казалось бы, сейчас, когда в закавказских республиках находятся российские базы, именно Мишико должен быть заинтересован в подобного рода документе. Ведь он так смакует слово "оккупация" и пугает Запад "империалистическими замашками" России, которая вот-вот нападет на маленькую и беззащитную Грузию, пользуясь близостью Тбилиси. Ан нет, с Сухумом и Цхинвалом лидер Сакартвело никаких бумаг подписывать не будет, ведь эти города Саакашвили по-прежнему считает своими. "Мы просто пытаемся выжить и развиваться. Все. И конечно маленькая Грузия не может ни на кого нападать, в том числе, особенно, на больших соседей. Это было бы верхом неразумности, - как мантру повторяет грузинский лидер, говоря о своей стране. - Но чтобы выживать, тоже надо иметь минимальные гарантии, чтобы у нас была хоть минимальная безопасность".
Вопреки этим заверениям, грузинские спецслужбы в последнее время резко активизировались. "Агрессивная деятельность отмечена не только вблизи границ Абхазии и Южной Осетии, но и, что особенно тревожит, непосредственно на территории суверенных соседних республик", - рассказывает замглавы МИД России Григорий Карасин. По словам российского дипломата, агенты Саакашвили действуют все более агрессивно, теперь уже непосредственно в Гальском районе Абхазии, засылают туда диверсантов, похищают людей, оказывают давление на жителей приграничных районов, въезжающих в Грузию. Любопытно, что провокационный характер действий грузинской стороны в приграничных зонах отмечают даже наблюдатели ЕС в Грузии.
Карасин уверен - в сложившейся ситуации заявления президентов Грузии, Абхазии и Южной Осетии о неприменении силы нужно закрепить на бумаге. "Как наглядно показали события августа 2008 года, веры словам грузинского лидера ни в регионе, ни в мире нет. Вспомним, как, объявив в семь вечера 7 августа 2008 года перемирие, он сам же спустя четыре часа нарушил его, обрушив на мирный Цхинвал всю мощь грузинской военной машины", - отмечает дипломат. И, продолжает Карасин, если на Западе всерьез заинтересованы в стабилизации обстановки на Южном Кавказе, то проведение соответствующей работы с режимом Саакашвили, безусловно, не помешает. "Вопрос в том, заинтересован ли сам режим в укреплении стабильности", - заключил он.
Читайте также: Евросоюз присмотрит за Саакашвили
По сути, российская сторона предлагает Грузии оформить одностороннюю декларацию о намерениях не нападать на Абхазию и Южную Осетию, минуя процедуру подписания трехстороннего документа с закавказскими республиками. В этом случае и территориальные амбиции Тбилиси, даже устаревшие, никто не затрагивает, и давние друзья Мишико - Соединенные Штаты и Евросоюз - смогут воочию убедиться в ответственности президента Грузии.
О том, пойдет ли на такой шаг официальный Тбилиси, корреспондент GeorgiaTimes говорил с экспертом Института стратегических оценок и анализа Сергеем Демиденко. По его мнению, ситуация будет развиваться следующим образом: против самого принципа неприменения силы на Кавказе Грузия, скорее всего, возражать не будет. "Но они развернут вопрос в другую плоскость и обставят это определенными политическими коллизиями: заявят, что с "агрессором" ни о чем говорить не будут, равно как с Абхазией и Южной Осетией - исконно грузинскими территориями, отторгнутыми силовым путем, - говорит наш собеседник. - Саакашвили не может, таким образом, даже формально отказаться от своего курса на присоединение республик. Поэтому это будет некая политическая игра, а инициативы останутся исключительно на уровне жестов. Пока у власти в Грузии находятся эти силы, ситуация никуда не сдвинется, и никаких продвижений не будет".