Экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер лоббирует подключение Ирана к проекту Nabuсco. Участие страны, которая занимает второе место в мире по запасам газа, ускорит строительство трубопровода, так как сделает его рентабельным. Для Грузии это чревато потерей части потенциальных транзитных доходов, а для России окончательной победой конкурента проекта «Южный поток». Интересы двух стран сошлись?
Герхард Шредер высказался за участие Ирана в проекте Nabuсco. Германский политик является членом совета директоров компании «Норд стрим», которая занимается проектом газопровода «Северный поток». Так что его сомнения в рентабельности газового потока, чьи источники до сих пор четко не определены, показательны.
Планируется, что Nabucco протянется на 3,3 тысячи километров в обход России из Центральной Азии через Азербайджан, Грузию и Турцию в страны ЕС. Его предполагаемая мощность - 31 миллиард кубометров газа в год, стоимость проекта оценивается в 7,9 миллиарда евро.
«Я выступаю за реализацию трубопровода Nabucco, поскольку нам необходим дополнительный импорт газа в Европу, но нужно помнить об одной вещи - у нас есть достаточно природного газа по трубопроводам «Северный» и «Южный поток», но не для Nabucco», - подчеркнул Шредер на четвертом Евразийском энергетическом форуме Kazenergy. По его словам, для того, чтобы оправдать затраты на строительство, «Nabucco должен заполняться газом из Ирана». «И это будет правильно, поскольку предоставит нам еще одну возможность для поставок газа в Европу», - сказал он.
Что касается вопроса о намерениях Ирана обзавестись ядерным оружием, то Шредер признал, что своим принципиальным несогласием с этим Евросоюзу придется поступиться. «Ему будут необходимы силы для решения политических разногласий по поводу санкций, направленных против Ирана и на энерогоносители, идущие из этой страны», - сказал экс-канцлер.
Иран, некоторое время назад отказывавшийся от участия в европейском проекте, в сентябре ясно выразил свое желание присоединиться к Nabucco. По сообщениям турецких СМИ, представители посольства Ирана в Турции заявили, что страна может предоставить для Nabucco 10 млрд куб. м газа в год. Посол Ирана в Азербайджан Мухаммед Багир Бахрами на пресс-конференции заявил, что без Ирана строительство этого трубопровода вообще невозможно. И посетовал, что некоторые страны, особенно США, против участия Ирана в проекте, передает «Тренд».
Судя по заявлению Шредера, западная политическая элита все же не слишком принципиальна и газ для нее важнее ядерных вопросов. В свою очередь Россия выстраивает с Ираном дружественные отношения и помогает строить ядерный реактор, не опасаясь, что переданные технологии позволят Тегерану обзавестись ядерным оружием. Но если Иран станет реальным конкурентом в газовых поставках, Москва может изменить свою политику. Например, присоединиться к резолюции ООН, предусматривающей жесткие санкции против Ирана и отозвать своих специалистов из Бушера, где возводится АЭС.
Заодно Москва могла бы, как советует грузинский эксперт Гела Васадзе, включить в резолюцию запрет на участие в транспортировке энергоносителей, и тем самым заблокировать проект Nabucco. В таком случае, сойдутся чаяния Грузии, США и России. Тбилиси может не досчитаться солидной доли прибыли, если основная часть газового потока Nabucco будет идти не через грузинскую территорию из Центральной Азии, а напрямую из Ирана в Турцию.
Технически это осуществить не трудно, учитывая, что сейчас уже проведена труба, по которой Тегеран снабжает Анкару своим голубым топливом. Так что, Тбилиси иранский вариант не очень устраивает. США, если Москва даст добро на санкции по ядерному оружию, добьются своего. А Россия снова оставит Nabucco полупустым.
С другой стороны, заявление Шредера в данный момент можно рассматривать и как намеренное стравливание России с Ираном. С той же целью - склонить Россию на сторону тех, кто хочет заблокировать его ядерную программу. Тем более, что некоторые специалисты вовсе не считают, что без иранского газа в Nabucco нельзя обойтись. В интервью газете «КоммерсантЪ» глава австрийского нефтегазового концерна OMV Вольфганг Руттенсторфер заявил, что для запуска проекта достаточно тех объемов, которые можно будет купить в Азербайджане, Ираке и Египте. Это 15-16 млрд кубометров в 2015 году. «Первые две страны будут поставлять по 7-8 млрд. кубометров в год, Египет - порядка 1-2 млрд. Туркмения рассматривается в качестве источника газа не в краткосрочной перспективе», - отметил он.
Впрочем, и названные Руттенсторфером страны не достаточно надежны в качестве поставщиков. Так, Азербайджан имеет газовые контракты с Россией по превышающим рыночную стоимость ценам, и будет торговаться с ЕС, чтобы не упустить ни толики выгоды. От Египта трубу еще тоже нужно построить. А поставка иракского газа через турецкий Курдистан, как отмечает председатель научно-экспертного совета Фонда «Национальные перспективы» Алексей Кузьмин, требует безопасности и политической стабильности и в Ираке, и в турецком Курдистане.