Cреди убитых в пригороде Махачкалы боевиков опознан депутат Унцукульского района Дагестана Магомедхабиб Магомедалиев. Во время спецоперации его заставили пройти с видеокамерой в соседний дом, откуда он живым уже не вышел. Родные подняли панику, а вот местная "Единая Россия" защищать товарища не стала. И лишь дагестанское крыло "Имарата Кавказ" объявило депутата моджахедом и шахидом.
Представьте себе ситуацию: ваш дом окружают спецназовцы, подозревающие вас в связях с боевиками. Не найдя ничего противозаконного, они обращают внимание на соседский дом на другой стороне улицы и посылают вас туда с видеокамерой. А там действительно в засаде прячутся террористы. С точки зрения ваших прав, на смерть вас отправили совершенно незаконно. Именно так силовики поступили с Магомедхабибом Магомедовым, председателем Унцукульского районного собрания депутатов, убитым во время спецоперации в поселке Семендер в пригороде Махачкалы 20-23 марта.
21 марта мать 35-летнего избранника народа Умасарат Магомедова обратилась в организацию "Правозащита05" с просьбой помочь выяснить, что же будет дальше с ее сыном. По словам женщины, сначала сотрудники полиции заставили его обойти собственный дом в каске с камерой и с рацией и камерой в руках. Затем он повторил обход уже вместе с сотрудниками полиции. Потом был допрошен. В это время его жену и троих детей эвакуировали.
После этого спецназовец взял Магомедхабиба то ли в качестве переговорщика, то ли в качестве заложника, и они пошли в дом напротив по адресу улица Московская, 47. Из огромного трехэтажного особняка за забором в два человеческих роста вывели хозяйку и четверых детей. Хозяин - Хизри Алиев - был в отъезде. О доме Алиевых в поселке Семендер следует сказать особо. Дело в том, что он уже мелькал в криминальных сводках. Еще в 2005 году там была обнаружена подпольная типография, где печатали деньги. Было изъято 68 тысяч долларов фальшивых денежных купюр. Кроме того, у Хизри Алиева нашли автомат Калашникова без номеров. Проводившие обыск оперативники предложили ему откупиться за 25 тысяч долларов. Но их вычислили, и они попали под уголовное преследование, как и сам Алиев. Об их дальнейшей судьбе ничего неизвестно. А вот Хизри, судя по событиям недельной давности, успешно откупался и строил в подполье бункер с раздвижными стенами, ведущими в катакомбы, с автономной системой электропитания и вентиляции.
В этом странном строении и сгинули спецназовец и Магомедхабиб. В "Правозащите05" надеялись, что с теми, кто оказался блокирован в доме Алиева, будут вестись переговоры, рассказала корреспонденту "Большого Кавказа" глава организации Гюльнара Рустамова. "Сначала ведь в этом доме были женщина и дети, и их удалось вывести. Поэтому, когда к нам обратилась мать Магомедалиева, мы рассчитывали, что если будут переговоры, ее сына удастся освободить", - отметила она. Однако уговоров о сдаче боевиков в этот раз никаких не было. Что касается практики, когда хозяина заставляют обойти дом с видеокамерой, то, по словам правозащитницы, это делается достаточно часто. Но в этот раз человека отправили в дом соседа, что не укладывается в рамки закона. "Этой смерти можно было избежать", - считает Рустамова.
Тела депутата и сопровождавшего его силовика нашли уже после штурма. Их опознали сразу, в отличие от сильно обгоревших трупов боевиков. Среди них правоохранители хотели бы видеть Ибрагима Гаджидадаева, на чьей совести десятки громких террористических актов, включая убийство замминистра МВД Дагестана. Но сепаратистские сайты сообщают, что бандглаварю удалось бежать по тоннелю. Вопрос о том, был ли Магомедхабиб его пособником или жертвой своеволия спецслужб, остается открытым.
Назвать его "кристально чистым человеком", конечно, нельзя. В прошлом году, когда в Унцукульском районе избирали главу и шла война компроматов между кандидатами, в Интернете появились некоторые подробности биографии Магомедхабиба Магомедовича. В 1998 году он был осужден по статье "хулиганство". В 2006 году осужден по статье "мошенничество", а в 2008 году сел в тюрьму по статье "незаконное хранение оружия". Вел себя в тюрьме хорошо и освободился по УДО на половине срока в сентябре 2010 года. А в октябре того же года, будучи членом "Единой России", выдвинулся в депутаты Унцукульского собрания.
На этом посту он тоже успел себя "зарекомендовать", поучаствовав в избиении оперуполномоченного полиции Унцукульского РОВД. Это сошло ему с рук, как писали разоблачители, благодаря дружеским связям с прокурором Унцукульского района Хачилаевым Гаджи и при поддержке главаря гимринской бандгруппы Ибрагима Гаджидадаева, которого и ловили неделю назад в Семендере.
Членство Магомедалиева в "Единой России" вчера признал руководитель исполкома ЕР Унцукульского района Магомет Муртазалиев. С очаровательной непосредственностью он заявил "ЗАКС.ру", что вся республика была в курсе криминальных связей Магомедалиева. "Все знали, что он сидел, все знали, что он связан с криминалом. Следственные органы знали. Президент Магомедсалам Магомедов тоже знал. Когда в 2012 году Магомедалиев метил на должность главы администрации района, ему сказали: "Или ты сядешь, или оставишь эту идею". Тогда он остался просто председателем собрания Унцукульского района", - рассказал Муртазалиев.
Он отметил, что на имидж "Единой России" присутствие подобных личностей не влияет: "Урона сильного не будет. Особенно нам - мы что, следственные органы, что ли, чтобы его проверять?".
Однако когда федеральные СМИ подняли шум о единороссе-террористе, республиканское отделение партии поспешило от него откреститься. "Информация в СМИ о том, что Магомедхабиб Магомедалиев был депутатом от "Единой России" не соответствует действительности. Он добровольно вышел из партии в 2008 году", - говорится в заявлении руководителя Республиканского исполкома партии Марины Абрамкиной. Вот только как ему в таком случае удалось баллотироваться в качестве единоросса? Ах да, в республиканском отделении партии власти нет следователей, так что поверили Магомедалиеву на слово.
Испуг Абрамкиной перед выговором сверху за такого члена партии вполне понятен. Но отлучение от "Единой России" - это еще не доказательство связей убитого в спецоперации депутата с Ибрагимом Гаджидадаевым. А вот признание Магомедхабиба Магомедалиева моджахедом на сайте дагестанского крыла экстремистской организации "Имарат Кавказ", пожалуй, расставляет все точки над "И": "Магомедхабиб не был марионеткой. Он муджахид и, иншаа-Ллах, Шахид! Он воевал против кафиров и пал Шахидом, иншаа-Ллах!".