Сегодня в Варшаве открывается саммит европейской программы "Восточное партнерство". Еще вчера туда выехал Михаил Саакашвили. Он надеется, что в польской столице будет дан старт переговорам об установлении режима свободной торговли между закавказской республикой и ЕС.
Заранее стало известно, что в итоговой декларации Грузию официально признают европейской страной. Зачем это делается и насколько реальны надежды грузинских правителей, корреспонденту GeorgiaTimes рассказал экономист Гиоргий Хухашвили.
Главная надежда, которую связывают грузинские власти с открывшейся сегодня в Варшаве встречей европейских лидеров по программе "Восточное партнерство", - это начало переговоров об установлении между Сакартвело и Евросоюзом режима свободной торговли.
"Грузия придает большое значение углублению отношений с Евросоюзом, и особое значение - углублению торгово-экономических отношений. С этой точки зрения мы надеемся, что до конца года будет достигнуто соглашение о начале переговоров по соглашению о свободной торговле, что даст возможность грузинскому бизнесу еще шире открыть двери европейского рынка", - заявляла пресс-спикер грузинского президента Манана Манджгаладзе перед его отъездом в столицу Польши.
Сегодня о том же заявил и один из участников тбилисской делегации, заместитель министра иностранных дел Торнике Гордадзе. "От саммита мы ждем четкого сигнала в связи с созданием свободной торговой зоны между Грузией и Евросоюзом. Мы ждем заявления о конкретных датах, когда приблизительно начнутся переговоры по соглашению об углубленной и всеобъемлющей свободной торговле с Евросоюзом", - заявил чиновник. Он выразил уверенность, что у Грузии, которая "считается одной из самых успешных стран "Восточного партнерства", имеются для этого все предпосылки.
Вне зависимости от того, осуществятся ожидания Михаила Саакашвили и его приспешников или нет, уже известно: в текст итоговой декларации саммита будет включено положение о признании всех закавказских республик европейскими государствами. Этот пункт документа натолкнулся на серьезное противодействие членов Евросоюза, в частности, Италии. Но под давлением председательствующей в ЕС Варшавы и при поддержке Великобритании он все-таки был принят.
Читайте по теме: Тбилиси продается Евросоюзу.
Зачем это понадобилось Лондону, объясняет сегодня The Financial Times. С одной стороны, декларация вселит новую надежду в сердца миллионов граждан закавказских республик, страдающих от неадекватности своих правительств и бедности. С другой, она может стимулировать закавказские режимы к углублению политических и экономических реформ в расчете на членство в Евросоюзе. Так уже произошло в Турции, которой еще полвека назад посулили присоединение к европейскому сообществу. И хотя это обещание не выполнено до сих пор, в 60-е годы прошлого века Анкара приступила к серьезным преобразованиям во всех сферах общественной жизни.