В сентябре прошлого года Цотнэ Гамсахурдиа был арестован в аэропорту Тбилиси, сразу по прибытии из Москвы. Казалось бы - вот сейчас ему все припомнят.
Действительно, его обвинили в подготовке заговора. После задержания ему было предъявлено еще одно обвинение в умышленном нанесении тяжкого вреда здоровью. По данным следствия, Цотнэ обвиняется в нанесении огнестрельного ранения некоему Автандилу Маглакелидзе в 1999 году. За Цотнэ вступилась оппозиция. В результате Цотнэ был освобожден под залог.
Спустя год после этого случая, в начале сентября 2009 года, стало известно, что его дело передано на рассмотрение в суд. Но слушание в сентябре не состоялось. Теперь вновь повторилась история с арестом.
Мать задержанного Манана Арчвадзе-Гамсахурдиа считает, что власти преследуют Цотнэ по политическим мотивам. «Дело в том, что до этого Цотнэ обвинялся в заговоре с целью свержения государственной власти. И это обвинение выдумано, - цитирует ее слова «Кавказский узел». - Но мне во властных структурах не раз заявляли, что он будет осужден не как политзаключенный, а его осудят за криминальное преступление. Вот и подстроили драку и задержали».
Адвокат Цотнэ Гамсахурдиа Кети Бекаури также заявляет, что Гамсахурдиа является пострадавшим. «Гамсахурдиа рассказал мне, что поздно вечером, когда он возвращался домой, неизвестное лицо напало на него и нанесло удар по голове. Гамсахурдиа потерял сознание. В себя он пришел уже у себя дома, где его задержала полиция», - сказала Бекаури, которая уже встретилась в изоляторе с подзащитным.
Каким будет решение суда на этот раз - остается только гадать. Пока же можно констатировать - смутное прошлое не дает покоя сегодняшней Грузии. Судьба первого президента - противоречивого и непредсказуемого - словно стала отражением судьбы всей страны. Дав стране желанную свободу, он удержался на своем посту лишь девять месяцев. Его сторонники свергли его, не простив стремительного обнищания страны, политический распрей, а, возможно, и лозунга «Грузия для грузин».
31 декабря 1993 года он скончался при невыясненных обстоятельствах в одном из сел Западной Грузии. В феврале 1994 года его тело было перевезено в Грозный. Реабилитировали Гамсахурдиа и его правительство победители «революции роз». Первый президент наконец нашел покой на грузинской земле: 28 марта 2007 года его останки были возвращены на Родину, а 1 апреля похоронены в Мтацминдском пантеоне.
А с семьей Гамсахурдиа отношения у властей так и не сложились.
Может быть, Грузия в очередной раз допускает ошибку, то и дело вступая в схватку с историей? Как писал Эрнест Хемингуэй, «прошлое мертво, как разбитая граммофонная пластинка. Погоня за прошлым - неблагодарное занятие, и если вы хотите убедиться в этом, поезжайте на места ваших былых боев».
Вероятно, эта мудрая мысль американского писателя так пока и не нашла отклика в сердцах людей на постсоветском пространстве.